Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Летний калейдоскоп

Кузьменко Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования,
Ромашова Екатерина Павловна,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «Томский Хобби-центр»

Центр раннего развития МАОУ «Томский Хобби-центр» изначально позиционировал себя как место, где развиваются и дети, и родители. Педагоги Центра, разрабатывая развивающие программы для детей, предполагают активное участие в них родителей.

Одной из наиболее востребованных программ Центра является программа, реализуемая уже несколько лет на базе загородного лагеря Хобби-центра «Лукоморье». В условиях загородного лагеря ЦРР у детей появляется уникальная возможность получить новый сенсорный опыт, знания и навыки, обрести дополнительные стимулы для развития. А участие в программе родителей позволяет им открыть новые стороны взаимодействия с детьми, увидеть необходимость создания развивающей среды для ребенка в домашних условиях.

Отличительными особенностями программы «Летний калейдоскоп» являются:

  • проектный характер программы;
  • единство в принципах и подходах с образовательными программами Центра раннего развития, осуществляемыми в течение учебного года;
  • основной возрастной состав детей-участников программы – дети от 1 до 7 лет с сопровождающими их взрослыми (мама, папа, няня, бабушка и пр.);
  • 12 часовой режим работы лагеря для участников при продолжительности программы- 7 дней;
  • направленность на интеграцию ребенка с природой;
  • командный подход в работе специалистов.

Изучение актуальных потребностей семей-клиентов Центра раннего развития позволило сделать вывод о необходимости создания условий для содержательного и оздоровительного отдыха такой категории детей как дошкольники, родители которых не имеют возможности организации выезда ребенка из города в летний период. Кроме того, летом большая часть детских садов закрывается на ремонтные работы, и перед родителями остро стоит проблема присмотра за ребенком

Имеющийся в стране опыт организации вывоза детей на летние дачи детских садов, не может реализовываться в прежнем виде в новых экономических условиях. Следовательно, необходимо искать новые формы и способы решения данной социальной проблемы.

Программа «Летний калейдоскоп» представляет собой попытку организации отдыха дошкольников на базе летнего оздоровительного лагеря.

Для команды педагогов Центра раннего развития является важным формирование сообщества «дети-родители-педагоги», объединяющего участников различных образовательных программ для развития содержания деятельности Центра, новых родительско-педагогических проектов. Условия лагеря как нельзя лучше подходят для сплочения коллектива Центра раннего развития.

В основе программы лежат принципы гуманистической образовательной системы Монтессори, вальдорфской педагогики, педагогические идеи природосообразности Толстого и Ушинского.

Целью программы является создание дополнительных условий для:

- полноценного отдыха детей на природе;

- развития сенсорных способностей и познавательного интереса детей;

- приобретения нового опыта взаимодействия родителей с детьми;

- развития сообщества «дети-родители-педагоги»

- участников образовательных программ Центра раннего развития

В педагогической деятельности в рамках программы «Летний калейдоскоп» мы придерживаемся следующих принципов:

  • природосообразность
  • гуманность, принятие ребенка
  • развитие через игру, творчество, исследование

При реализации программы все специалисты руководствуются едиными подходами:

1.Личностно-ориентированный подход

Каждый ребенок наделен его собственными интересами и потребностями, такими, как потребность общаться, наблюдать, играть, изучать мир и пр. Учет индивидуальных особенностей и потребностей клиентов осуществляется при формировании отрядов, организации среды, составлении и корректировке планов дня, организации воспитательного процесса (выбор приемов работы, педагогических предложений и пр.)

2. Ситуативно-ориентированный подход

В основе данного педагогического подхода лежит работа с возникающими ситуациями, которые наблюдаются, вычленяются, анализируются и моделируются педагогами. В своей работе педагоги идут не только от проработанной заранее «программы действий», но и от ситуации, оперативно реагируют на изменения условий (внутренних и внешних).

3. Семейно-ориентированный подход предполагает включение родителей как партнеров в процесс реализации программы, их активное участие в мероприятиях, получение консультаций по актуальным вопросам развития ребенка.

4. Командный подход в работе специалистов предполагает совместную проработку и анализ деятельности, способность каждого члена команды четко выполнять свои функциональные обязанности, в то же время брать на себя разные роли в зависимости от ситуации (ведущий разных мастерских, ведущий концерта, оформитель и пр.).

Для команды специалистов, разрабатывающих и реализующих программу, важно выделение и применение в работе следующих методов:

Метод наблюдения

Наблюдение применяется педагогами как диагностический метод, помогающий понять, что идет хорошо, а что плохо, зафиксировать качественные изменения, происходящие с детьми и родителями.

Метод включенного наблюдения позволяет специалистам повысить эффективность консультаций для родителей.

Метод погружения

Позволяет детям приобрести опыт проживания определенной идеи (понятия, темы) с разных сторон, разными средствами в ограниченном для детей временном отрезке.

Метод активного обучения (взаимообучения) и исследования

Данный метод позволяет детям быть субъектами деятельности. Знания, умения и навыки приобретаются детьми через сенсорный опыт, предоставление свободы выбора деятельности, разнообразные пробы и ошибки.

Метод предполагает использование активных форм обучения, как для детей, так и для родителей (развивающие занятия, тренинги, индивидуальное консультирование).

Метод информационного воздействия

Осуществляется выпуск ежедневной фото-газеты, иллюстрирующей ход жизни в лагере, освещающей яркие события.

Реализация программы предполагает различные формы работы – групповые, по малым группам, индивидуальные. В течение дня комбинировались разные формы в зависимости от поставленных задач и изменяющейся ситуации (изменение погоды, настроения детей и пр.):

  • Творческие художественные мастерские

Одновременно в течение 1-1,5 часов работают не менее 4 разных пространств художественной деятельности по тематике дня. (В зависимости от погодных условий места проведения мастерских могут меняться – в помещении, либо на воздухе). В любом случае, в поле зрения детей должны попадать все мастерские. Дети самостоятельно осуществляют выбор деятельности. В результате участия в работе мастерской каждый ребенок создает готовый продукт. При желании ребенок может успеть принять участие в работе нескольких мастерских. Один педагог от каждого отряда курирует выбор, включенность, заинтересованность детей своего отряда. Результаты работы дети могут забрать домой, либо детские поделки оформляются в виде тематических выставок (витрина, вернисаж, «аквариум» и пр.).

  • Занятия по определенным образовательным направлениям (Музыка, Физкультура, Монтессори, Водные и «грязные» игры и пр.)

Ежедневные занятия по отрядам и подгруппам по расписанию в специально оборудованных помещениях, пространствах лагеря (беседка, спортивная площадка, веранда, игровая комната). Ведущие – специалисты по направлениям (Монтессори-педагог, музыкант, специалист по физическому развитию и пр.)

  • Игра-кругосветка

Часовая познавательная игра-путешествие по маршрутам согласно тематике дня. Отряды передвигаются по маршрутным листам. Смена пунктов происходит по определенным звуковым сигналам. Для легкости передвижения маленьких детей по территории лагеря используется веревочка, за которую держатся дети, следуя за педагогом.

  • Ярмарка

Индивидуальное «движение» по аттракционам, играм, забавам по тематике дня. Ярмарка работает в течение 1 часа, все аттракционы располагаются на одном пятачке лагеря. Ведущие – по одному педагогу от отряда, волонтеры. Второй педагог отряда курирует выбор, включенность, заинтересованность детей своего отряда.

  • Общее лагерное дело

Вечерний сбор всех отрядов с целью творческого подведения итогов дня. Каждый отряд, в том числе педагогический, готовит номер самодеятельности, связанный с тематикой дня. При подготовке номеров педагоги продумывают возможность участия каждого ребенка в выступлении и, по возможности, способы включения родителей.

  • Отрядное дело

Возможность собраться отряду для подготовки к вечернему делу, поиграть в спортивные игры, порисовать, полепить из пластилина, послушать книгу и пр.

  • Свободная игра на воздухе

Игры в специально отведенное время, когда дети под присмотром педагогов могут самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, двигательные, водно-песочные игры.

Специфика раннего и дошкольного возраста диктует определенные особенности организации режима дня в лагере:

8.00 – 9.30 – приезд детей

9.30 – общий сбор:

  • Приветствие
  • Песенка
  • Зарядка

10.00 – завтрак

11.00 – 12.30

  • занятия по отрядам и подгруппам
  • мастерские, аттракционы по тематике дня

12.30 – 16.00 – обед и время тихого отдыха

16.00 – 16.30 – полдник

16.30 – 18.00 – подготовка к общему вечернему мероприятию, игры, занятия

18.00 – событие дня (концерт, представление, сказка, шоу по тематике дня)

19.00 – ужин

19.30 – отъезд детей домой

20.00 – 21.30 – коллегия педагогов (анализ дня, проработка плана следующего дня)

К условиям, обеспечивающим реализацию программы для малышей на базе загородного летнего лагеря, относятся:

  • географическая приближенность к городу (что облегчает доставку детей в лагерь в утреннее время и домой на ночлег),
  • компактность территории,
  • небольшая вместимость лагеря (лагерь рассчитан на 75 детей).

При подготовке развивающего пространства на базе лагеря командой специалистов учитываются определенные требования:

  • безопасность (На территории лагеря необходимо регулярно проводить экспертизу окружающей среды на предмет безопасности для детей, приобрести биотуалеты);
  • соответствие возрасту детей, их сензитивным периодам и актуальным потребностям и интересам (оборудование лагеря детской мебелью и игровым оборудованием, наличие песочниц, развивающих игровых зон);
  • мобильность в разворачивании и сворачивании того или иного материала, пространства.

Думаем, что наш опыт организации программ для семей с маленькими детьми на базе загородного лагеря может заинтересовать специалистов, реализующих развивающие программы для детей раннего и дошкольного возраста.

Предлагаем пример планирования некоторых программ.

Программа «В ГОСТЯХ У ЛЕСОВИЧКА»

День 1.

День знакомства с Лесовичком

Ключевыми мероприятиями дня являются:

  • Игра-путешествие «Знакомство с царством Лесовичка»
  • Подготовка по отрядам к праздничному концерту на лесной полянке (визитная карточка отряда, украшение, подарок Лесовичку)
  • Праздничный концерт-знакомство. Вожатский номер – драматическая постановка «Сказка про Лесовичка» - завязка сюжета лагерной смены.

День 2.

День Камней

  • Введение рисования Лесной книги каждым ребенком (фиксация впечатлений о вчерашнем дне)
  • Творческие мастерские (Замки из камней и глины, Бусы из глины, Гончары, Песочные замки, Каменные дорожки)
  • Подготовка к Большому Совету первобытных племен (татуаж, украшения из природного материала, изготовление одежды, разучивание ритуальных танцев и действий)
  • Вечернее дело - Большой Совет первобытных племен.

День 3.

День Растений

  • Подвижные, песочные и водные игры на улице
  • Подготовка к Балу цветов
  • Бал цветов

День 4.

День насекомых

  • Мастерская «Усики муравья»
  • Игра- путешествие «Приключения Муравьишки» (маршруты: «В гостях у Гусеницы» (сказка на коленях), «Работяга Муравей» (строительство муравейника), «Попрыгунья Стрекоза» (прыжки и танцы под музыку), «Пчелка» (сбор «нектара» - перенос воды), «Червячки» (движение отрядом по цепочке), «Муравейник» - сбор всех Муравьишек для получения призов)
  • Работают мастерские по изготовлению насекомых
  • Подготовка к спектаклю «Муха-Цокотуха»
  • Спектакль-концерт «Муха-Цокотуха»

День 5.

Рыбный день

  • Мастерские (рыбки из шерсти, рыбки из перчаток, аквариум, аквапарки в песочницах
  • Водные игры на воздухе
  • Дрессировка морских животных (работа с обручами, мячами, рисование без рук, добыча жемчуга)
  • Подготовка к Водному шоу
  • Водное шоу

День 6.

День птиц

  • Подготовка и открытие Вернисажа «Такие разные птицы!» (рисунки юных художников на бумаге, стекле и асфальте, работы юных скульпторов из пластилина и глины)
  • Репетиция исполнителей-финалистов гала-концерта «Лесной граммофон»
  • Сюрпризный момент – приезд пожарной машины
  • Гала-концерт «Лесной граммофон»

День 7.

Олимпийские игры «народов» леса

  • Церемония открытия, состязания по олимпийской программе: заячьи тропы, беличьи забавы, боулинг с Пингвином, футбол с дворовым псом, звериная Скорая помощь
  • Подготовка к шоу «Лесной калейдоскоп»
  • Шоу «Лесной калейдоскоп», сюрпризный момент – «Шарики»

Программа «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»

День 1.

Путешествие Колобка начинается!

Ключевыми событиями дня являются:

  • Игра-путешествие по лагерю «Катится Колобок, катится»
  • Подготовка по отрядам к праздничному концерту (визитная карточка отряда, украшение, художественный номер)
  • Праздничный концерт-знакомство «В гостях у сказки»

День 2.

День Зайца

  • Мастерилки: оригами, шитье зайчишек, рисуем и лепим
  • Подготовка к вечернему делу
  • Работает Заячья фабрика (изготовление хвостиков, ушей, накладывание грима)
  • «Капустник» - вечерний концерт зайцев на лесной полянке

День 3.

День Волка

  • «Маугли» - семейство волков (вожатых) обучает человеческих детенышей
  • Экскурсия «В гости к Кучуму» (знакомство с волком)
  • Подвижные игры, подготовка к концерту
  • Премьера в лесном Мюзик-холле «Волк и семеро козлят»

День 4.

День Медведя

  • Посещение ГАЛЕРЕИ МЕДВЕДЕЙ
  • «День рождения Винни-Пуха» (В программе: «Каравай» и другие хороводные игры,
  • концерт дальних родственников из лагеря «Солнечная республика»
  • игра «Мишки в сосновом бору»

День 5.

День Лисы

  • Работа мастерских: ювелирная мастерская, меховой салон, бусы из фетра, веерная мастерская, шляпный салон)
  • Игра на местности «А ну-ка, догони!»
  • Подготовка танцев к балу Лисы Алисы
  • Салон красоты: когтевая студия, парикмахерская, макияж, авторская студия «Галстуки-бабочки»
  • Бал Лисы Алисы

День 6.

Летние Олимпийские игры Народов леса

  • Церемония открытия Олимпиады
  • Соревнования по олимпийской программе
  • Подготовка номеров для закрытия Олимпиады, подвижные игры
  • Церемония закрытия Олимпийских игр, награждение

День 7.

Колобок приглашает в деревню «Разгуляй»

  • Игра «Помогите Колобку» (сбор мусора по территории лагеря).
  • Народные забавы в деревне «Разгуляй» (Карусель, перенос воды коромыслом, в гостях у сказки, народные игры, перетягивание каната)
  • Подготовка к Посиделкам (изготовление кокошников и картузов, подготовка концертных номеров)
  • Большие деревенские посиделки, сюрпризный момент - катание на лошади.

Приведем напоследок типичные высказывания родителей в анкетах о жизни в лагере:

Что вам больше всего понравилось?

Очень понравилась сама идея каждый день посвятить определенной теме - вечером с удовольствием готовились, подбирали соответствующую одежду на следующий день. Понравились все мероприятия, которые удалось посетить вместе с сыном – и творческие мастерские, и ярмарки, и «Мюзик-холл»… Не может не привести в восхищение профессионализм и организаторов лагеря, и вожатых, великолепные импровизации и «домашние заготовки». Еще хочется отметить особую атмосферу в лагере – свободу, жизнерадостность, искреннее отношение к детям и делу. Здорово было приезжать из города в любую выдавшуюся свободную минутку и видеть, что тебе рады и ребенку здесь хорошо. Даже в дождливую погоду было чем заняться. Великолепная идея и достойное воплощение, так держать!

Нам очень повезло, что получилось отдохнуть обоим детям вместе. Детки быстро адаптировались к новым событиям, помогали друг другу. Необыкновенно доброжелательные и увлеченные своим делом педагоги - молодцы!

Понравилось все. Главное – атмосфера праздника и ожидание чуда каждый день.

Выезд на природу из душного города, много детей одного возраста, опыт общения детей друг с другом, продолжение занятий в летнее время по программам.

Конечно же, пожарная машина, всегда интересная и недосягаема. А здесь сама приехала, да еще вся твоя, пусть ненадолго, но делаю, что хочу. И это здорово!

Понравилось все: шторы на окнах, которые придавали ощущение уюта, занятия с малышами по программе «Монтессори», «Музыка и движение», «Развивайка», мастерские на улицах, чистый воздух, много песка, теплая вода, приветливые лица педагогов, творческие вечера с участием детей и взрослых.

Какой новый опыт приобрел Ваш ребенок и Вы лично?

Я думаю, что этот опыт очень поможет адаптироваться старшему ребенку к детскому саду. Повысит доверие к воспитателям и педагогам. Общение детей с такими замечательными педагогами не пройдет даром. Таких увлеченных людей очень не хватает в садах и в школах. С радостью и восхищением смотрю на людей, которые живут свою жизнь так, как желает их душа. Делают себе и другим праздник. Праздник, правда, получился.

Ребенок научился засыпать в коллективе в положенное время; на какое-то время оставаться без мамы, не пугаться и не искать её. А я научилась шить мелкие игрушки, работать с пластилином.

Я в лагере для себя сделала ряд открытий:

- режим дня - вещь вполне реальная для моих сыновей;

- природа лечит и вполне может заменить мультики;

- мои дети молодцы!

Мой ребенок стал учиться находить общий язык с детьми разных возрастов, как с совсем маленькими, так и с более старшими. Доступ общения со всеми детьми - это большое преимущество лагеря.

Мой сын научился постоять за себя, приобщился к общему распорядку дня.

Ребенок приобрел опыт выступления пред публикой, опыт совместной работы. Нам часто не хватало общения друг с другом «досыта».

Полезным был обмен опытом между мамами, консультации педагогов по проблемным вопросам.

Я стала более терпимой, а ребенок стал более самостоятельным.

Мы с Никитой как завсегдатаи ЦРР очень любим любую совместную деятельность – и здесь в любом деле можно участвовать вместе – спасибо за эту возможность, все традиционные формы дошкольного воспитания предполагают пассивное участие родителей как зрителей, а это довольно скучно и, прямо скажем, не современно даже.

Для нас с ребенком лагерь «Лукоморье» - это…»

…небольшая целая жизнь. Со своими событиями, хорошими и не очень, всегда разная и насыщенная. Со своим распорядком и правилами, к которым легко подстраиваться. Дома наступает небольшая передышка, а потом снова с удовольствием бросаемся с утра в круговорот нового дня, с восторгом принимая всё.

Солнце, воздух и вода, улыбки, творчество – ура!

Маленькая страна, в которой живет сказка и растут удивительные цветы – дети.

Лагерь «Лукоморье» - счастливый островок беззаботного детства посреди хвойно-лиственно-травяного великолепия. Дети естественны, как сама природа. Они были гармоничны и едины, вдали от цивилизации. Мы, родители, вспоминали песни своего детства, с удовольствием пели их вместе с детьми, вдыхали воздух, напоенный счастьем, летом и искренностью детей и добротой, вниманием, чуткостью, душевным теплом, пониманием замечательных, грандиозных педагогов!!! С нетерпением будем ждать следующего лета, будущей новой смены!

Мы всеми руками «за!» такой отдых. Это больше, чем здорово!!! Ребенок в восторге, уезжать из лагеря не хочет.

Это был действительно отдых для нас с ребенком. Мы наслаждались общением друг с другом. Хочется отметить работу педагогов ЦРР. Они, впрочем, как всегда серьезно подошли к организационным вопросам. Была продумана отличная программа, а газета чего стоит!!! Всегда забота, внимание и улыбки встречали нас на территории лагеря. Спасибо вам, что встретились на нашем жизненном пути. Мы вас очень, очень любим!!! Возьмите нас, пожалуйста, на следующий сезон!

Лагерь «Лукоморье» – чудо! Радость услышать в сончас пение птиц. Рассматривать фотографии в газете и узнавать в Ане – «Лягушонка». Видеть всегда улыбающиеся лица воспитателей, готовых всегда понять и помочь ребенку и родителям. Постоянно спрашивать: «А где Леночка? А Что она делает?» Спасибо всем педагогам за праздник, который вы нам подарили. Молодцы! Вы лучшие!».

Анализ, проведенный организаторами по итогам смены, показал, что мы движемся в нужном направлении.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»