Статья
Мастерство учителя в формировании классного коллектива
Корнеева Виктория Адольфовна,
ГБОУ СОШ 603 Санкт-Петербурга
Ребёнок идёт в школу. ЧТО ОЖИДАЕТ ЕГО?
Станет ли для ребёнка новая школа вторым домом? Найдёт ли он в ней понимание, заботу и защиту, испытает ли он радость общения со сверстниками? И хочется верить, что всё будет хорошо и это будет хорошая школа. А хорошая школа - это не только чётко организованная система уроков. Не может гарантировать правильное нравственное развитие детей школа, которая не живет после уроков! Хорошая школа- это обязательно ЦЕЛЫЙ МИР общения, споров, переживаний и откровений, совместного накопления нравственного опыта, т. е. это ЦЕНТР организованного общения школьников.
Дети воспитываются в деятельности. И не важно какая это будет деятельность, какой её вид, как важно КАКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ будет она пропитана и наполнена, какие нравственные отношения будут повторяться, воспроизводиться и закрепляться в опыте, привычках и характере детей.
Воспитание требует особой организации жизни и деятельности учеников, своеобразной организации всей системы отношений с окружающим миром и , в часности, между детьми и педагогами, другими работниками школы, родителями и вообще всеми, с кем им приходится сталкиваться.
Налаживание условий жизнедеятельности и общения – это задача становления детского коллектива в школе.
Общеизвестно, что группа, в которой достаточно долго находится человек, оказывает на него своё влияние. Тем более коллектив.
Детский коллектив – это мощное средство и усилитель педагогического воздействия. Однако не всякая детская группа становится коллективом, но позиция классного руководителя как воспитателя должна заключаться в том, что такая возможность всегда существует, и это создаёт дополнительные ресурсы для воспитания личности.
Каждый коллектив несёт в себе, с одной стороны признаки организации, а с другой стороны признаки психологической группы.
Рассматривая школьный класс как возможный коллектив, можно выделить несколько стадий его развития.
На первой стадии развития коллектива эмоционально – психологические отношения опережают в своём развитии деловые. Каждый ребёнок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которой бы его приняли; стремится занять в ней достойное положение. Микрогруппы формируются чаще всего на основе общих интересов.
В классе в это время много и одиноких школьников.
На этой стадии развития коллектива происходит и в основном завершается узнавание друг друга и микрогруппы.
Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, общественное мнение только начинает формироваться и часто меняется. Контакты между классными коллективами школы на этом этапе эпизодичны.
На второй стадии развития коллектива всё большее значение приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. Коллектив сориентирован на полезную для себя и общества разнообразную деятельность.
В это время особенно необходим ощутимый результат, признание успехов. Как правило, среди ребят уж сформирован актив, хотя дети испытывают ещё трудности при организации самоуправления. Круг общения ребят расширяется, в него входят другие детские коллективы, а «предметом» общения становится классная жизнь.
Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентиров и форм поведения как членов коллектива, так и объединяющих их групп.
В этот период коллектив класса уже способен разрешать возникающие в нём конфликты самостоятельно; большинство детей ощущают себя членами коллектива, чувствуют себя защищёнными. «Изолированных школьников» в это время уже очень мало, ребята становятся более активными, чувствуют ответственность за класс и своих товарищей.
На третьей стадии развития самой важной становится деятельность коллектива на пользу другим людям. Устанавливается гуманистический характер отношений, когда каждый становится ценностью для всех. Появляется больше возможностей для самовыражения и самоутверждения, проявления творческих задатков. Школьники ради успеха способны стать выше своих симпатий и антипатий. Дружеские микрогруппы объединяются в общешкольный коллектив. Конфликты возникают всё реже, ребята сами их преодолевают. Атмосфера коллектива становится оптимистичной и доброжелательной. Коллективы классов взаимодействуют и все вместе составляют общешкольный коллектив. Ребята чувствуют себя защищёнными и это чувство сразу возникает у новичков.
Хорошо известно, какую важную роль играет чувственное, эмоциональное восприятие коллектива его членами. Бесспорно, что воспитание эффективно тогда, когда оно незаметно для детей. Поэтому воспитательные воздействия педагога должны быть исключительно осторожными и иметь толковую современную методику, соответствующую целям и принципам воспитания.
Проблемы формирования классного коллектива сложны. Вряд ли стоит ждать быстрых прорывов в решение проблем создания детских коллективов.
Нужна кропотливая теоретическая и практическая деятельность классного руководителя с чётким пониманием того, что происходит в детской и молодёжной среде.
Из многолетнего опыта работы классным руководителем мною сделан вывод о положительном влиянии детских классных праздников на формирование нравственно эмоциональной среды в развитии учеников класса.
Считаю, что можно говорить о сложившейся традиции проведения классных часов, утренников и других интересных дел.
Детский массовый праздник – одна из самых распространенных форм работы классного руководителя. Праздник нужен как вид творчества, как одна из форм духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его « мудрости» - « чтобы развивая – поучать».
Праздник – это своеобразная форма духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.
В качестве примера приведу празднование Дня Матери в нашем классе.
Подготовку к этой дате мы начали заблаговременно. Совместно с детьми продумали, как мы будем к нему готовиться, что предстоит сделать. Так в процессе подготовки был поведён конкурс рисунков « Моя любимая мама»; изготовлены сувениры и открытки; дети принимали непосредственное участие в оформлении стенгазеты с фотографиями мам, были выучены стихи и песни о маме. Мною был разработан сценарий праздника. Дети пригласили мам.
Сам праздник проходил в очень тёплой атмосфере. Все пили чай, поводили совместные конкурсы, танцевали. Ребята были гостеприимны, радушны. Чувствовалась их гордость. Они были хозяевами в своём классе.
Но сам праздник – не самоцель .Процесс его подготовки, ожидание, предвкушение успеха, волнение, само действо оставляют в душе ребёнка яркий и добрый след.
После праздника мы всегда обсуждаем, что понравилось, запомнилось; что можно добавить, изменить.
В заключение мне хочется привести слова А. С. Макаренко. На вопрос, встающий перед педагогами: КАК ВОСПИТЫВАТЬ, КАКОГО ЧЕЛОВЕКА, Макаренко отвечал, что воспитывать нужно человека СЧАСТЛИВОГО. А такого человека можно и нужно воспитывать в КОЛЛЕКТИВЕ.