Государственное управление Финляндии в области защиты прав детей
Гайфутдинова Радмила Дамировна
Управление и система в области защиты прав детей в каждой стране конечно складывается по-разному и на примере рассмотрим Финляндию.
Поддубная Т.Н. в учебном пособии «Социальная защита детства в России и за рубежом» рассматривает и выделяет три модели социальной защиты за рубежом (рисунок 1).
Рисунок 1. Модели социальной защиты детей за рубежом
Изучая зарубежный опыт в области защиты прав детей в различных странах, а также и в Финляндии можно смело сказать, что на сегодняшний день развит широкий спектр различных, эффективных мероприятий по защите прав детей, что говорит о многочисленном стремлении к улучшению жизни, здоровья и развития мира детства.
В зарубежном опыте, были выявлены следующие международные тенденции социальной защиты детства:
ü создание единых универсальных стандартов прав и свобод ребенка, которые должны обязательно соблюдаться государствами-участниками международных договоренностей в рамках внутреннего правопорядка (Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) и др.);
ü образование специального контроля, за соблюдением принятых государствами обязательств (Комитет ООН по правам ребенка);
ü функционирование международных и региональных организаций, принимающих активное участие в оказании социальной помощи и защите несовершеннолетних (Генеральная Ассамблея ООН, Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Комитет ООН по правам ребенка и др.);
ü разработка и внедрение комплексных социальных программ для оказания помощи наиболее нуждающимся семьям и детям (программы сети ЮНЕСКО по вынужденным переселенцам, программа ООН по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа и др.);
ü развитие сети уполномоченных по правам ребенка (института детского омбудсмена), которая во многих странах мира (Швеция, Норвегия, Исландия, Гватемала, Перу, Колумбия, Люксембург, Австрия, Испания, Дания, Финляндия и др.) получила достаточно широкое распространение и статус международного социально-правового феномена, выполняющего функции своеобразного мониторинга деятельности государств и правительств в области защиты детей;
ü совершенствование профессиональной подготовки специалистов – социальных педагогов и социальных работников, определение их роли и профессиональных характеристик как субъектов социальной защиты детства;
ü практически повсеместное реформирование национальных систем социальной защиты детства с ориентацией на достижения мирового опыта. Проведенный анализ социальной защиты несовершеннолетних за рубежом позволил обозначить три зарубежные модели социальной защиты детства в зависимости от содержательно-целевого компонента на основе субъектного подхода [1].
Европейская модель преобладает в развитых западноевропейских странах (Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Франция и др.) и отличается доминирующей степенью участия государства, либо его контролем в сфере социальной защиты детства. Современная европейская модель социальной защиты детства базируется на теории государства всеобщего благосостояния, согласно которой на государственном уровне проводится активная социальная политика, которая ориентирована на создание достойного уровня жизни, нарастания социального равенства, справедливости. В развитых странах Европы общим для всех государств является тот факт, что «семья признается важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержку» [4]. Данная ориентация европейской стратегии защиты детства на принцип приоритета интересов ребенка позволяет рассматривать социальную защиту детства в числе главнейших факторов экономического и социально - культурного развития цивилизованного общества. Право ребенка на социальную защиту является основополагающим социально - экономическим правом человека и зафиксировано на конституционном уровне. Основу государственной политики защиты детства стран с европейской моделью составляет развитая законодательная база, направленная на обеспечение детям полноценной и достойной жизни в обществе, четко отлаженная организационная структура, представленная, как правило, тремя уровнями (государственным, региональным и местным), широкое развитие учреждений социальной инфраструктуры для детей, функционирующей преимущественно за счет бюджетных ассигнований, а также высокий уровень профессиональной компетентности социальных работников [2]. Вместе с тем, как считает исследователь государственной семейной политики в странах Европейского союза О.Б. Осколкова, меры государственной политики поддержки семей с детьми представляют в странах Западной Европы весьма пеструю картину. В наиболее общем виде в рамках социальной защиты детства проводятся следующие мероприятия:
ü повышение благосостояния семей с детьми за счет универсальных семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидии) для приобретения или аренды жилья и др.;
ü развитая система социальной помощи;
ü общедоступность и бесплатность (по общему правилу) систем образования и здравоохранения;
ü правовая защита детей;
ü высокий уровень социальной работы с детьми и др.
Большинство социальных работников нанимается организациями и учреждениями муниципалитетов, а также общественными организациями; частнопрактикующие социальные работники распространены слабо. В целом разносторонняя всеохватывающая государственная забота о детях и семьях с детьми, довольно давняя и широкая практика взаимодействия социальных работников и социальных педагогов с несовершеннолетними способствовали поднятию стран с европейской моделью на самый высокий уровень социальной защиты детства [5].
В Финляндии существует много проблем в сфере защиты прав детей, как доказывают уже многочисленное количество семей. Хотелось бы немного ознакомиться с ювенальной юстицией, по которой проходит много различных споров, разочарований и самое страшное - незаконное изъятие детей у родителей.
Ювенальная юстиция (Juvenile Justice) - в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних.
Система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) [7].
Состав ювенальной системы:
· уполномоченные по правам ребенка;
· институт ювенального суда с сопутствующими органами ювенальной юстиции;
· инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников [6] (комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, телефоны доверия со штатом своих работников, другие организации).
На Западе ювенальные суды действуют закрыто, быстро (в течение нескольких дней) принимают решения об изъятии детей, без адвокатов, не подчиняясь общей системе юстиции.
Права детей получают приоритет над правами всех остальных категорий граждан, что делает последних совершенно бесправными. Это оборачивается разрушением семей и горем родителей и детей. Кроме того существует практика полной отмены наказаний несовершеннолетних даже за уголовные преступления, что делает невозможным справиться с детской преступностью. Ни в одной стране мира ювенальная юстиция не привела к уменьшению детской преступности, наоборот, по статистике в спокойных скандинавских странах с развитой ювенальной системой детская преступность за последние годы значительно выросла.
Что можно сказать про органы опеки и попечительства, то они вправе изымать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребенка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приемными родителями, патронатными воспитателями [8].
Самые распространенные конкретные причины, являющиеся поводами для подачи заявления о нарушении прав ребенка в Финляндии:
1. Наличие у родителей и опекунов психических заболеваний, мешающие им надлежащим образом заботиться о ребенке (длительные психические заболевания, депрессии и др.);
2. Наличие проблем с употреблением алкоголя и наркотических средств как у родителей и опекунов, так и у самых детей;
3. Физическое, психическое и сексуальное насилие в отношении ребенка;
4. Отсутствие ухода и заботы у ребенка в семье.
Чаще всего семья и ребенок становятся клиентами службы защиты детей после поступления в социальные органы заявления о нарушении прав ребенка или после личного обращения родителей или самого ребенка.
Чаще всего заявление о нарушении прав ребенка делает работники школы или детского сада (22%), сама мама ребенка (19%), работники детской консультации - neuvola или поликлиники/больницы (16%), полиция (10%), социальные работники (10%), отец ребенка (1%), оба родителя одновременно (1%), иные лица (15%) [9].
В Финляндии сейчас около 16 000 детей живут в условиях без материнской любви, вне семьи, в условиях Гулага, в частных детских домах или в приёмных семьях, которые получают большие деньги за то, что выбрали этот вид бизнеса. В Финляндии каждую неделю публикуются сводки, что полиция разыскивает детей, сбежавших из тюрьмы и ищущих своих родителей, но полицейские их забирают обратно в частные тюрьмы, где все определяющим для владельцев данного бизнеса являются деньги, и только деньги [3].
Необходимо помнить, что изъятие ребенка из семьи, его размещение в детских учреждениях - это временные меры, и при условии, что причины послужившие поводом для вынесения подобных решений, разрешились благоприятным для ребенка способом, социальная служба принимает решение о возвращение ребенка в семью, и к большому сожалению, что на фоне всех факторов, которые воздействуют на ребенка со стороны уполномоченных по правам ребенка Финляндии и социальных служб, хоть это и является временной мерой с законодательной стороны, на психику ребенка это значительно влияет.
В заключении нужно согласиться с В.В. Путиным в том, что: «В нашей конституции нет такой юрисдикции, как ювенальная юстиция, и прежде, чем ее вводить, мы должны проанализировать все, что происходит в этой сфере в других странах, где она функционирует», и для введения ювенальной юстиции в России как комплекс мер по профилактике детской преступности пока бурно обсуждается, и практически у всех народов России существовали многовековые традиции именно большой семьи, объединяющей несколько поколений родственников. Забота о стариках, забота о детях стояла всегда на первом месте. Именно эти традиции нам надо возрождать. И напротив, следует избегать слепого копирования чужого опыта. В том числе, и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дети России на пороге XXI века. Независимый доклад Российского Детского Фонда о положении детей и реализация Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. - 2000. - N4-5-6. - 2-24 с.;
2. Рыжакова, Е.Н., Балашов, Е.В. Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты), Саратов, 27 декабря 2010 г., 211-213 с.;
3. Жуков, В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика. Защитить человека. - М., 1994;
4. Йохан Бекман, «Защита детей в Финляндии», проект: Ювенальная юстиция в России;
5. Осколкова, О.Б. Бедные дети богатой Америки, журнал: «Социологические исследования» №2 2003, 78-86 с.;
6. Павленок, П.Д., Акмалова А.А., Альферов, В.П. Основы социальной работы: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 393с.;
7. Пронин, А.А. Ювенальное право. Ростов-на-Дону., 2011 - 143 с.;
8. Черчага, С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ;
9. http://ru.wikipedia.org[Электронный ресурс];
10. Johanna Hiitola, Hanna Heinonen Huostaanotto ja oikeudellinen päätöksenteko. Hallinto-oikeuksien ratkaisut huostaanottoasioissa 2008. Yliopistopaino. Hki 2009 [Электронный ресурс].