Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мой взгляд на воспитание

Иванова Людмила Фёдоровна

      Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка.  Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.

        Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни .

     Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?

Без любви воспитание не возможно! Надо уметь разговаривать на языке детей, не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…

   Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.

     Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению и терпение. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается — только бесстрашному общению.

    Воспитатель  - в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в дошкольном и школьном образовательном  учреждении. 

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

        Да, профессия воспитатель очень трудна, но как интересна. Каждый день приходится что-то придумывать, «рыться» в новой литературе, рассказывать так, чтобы тебя слушали.

Хочу сказать, что люди, которые выбирают эту профессию, в глазах детей являются примером для подражания и даже второй «мамой». А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».
На данный момент я работаю воспитателем в классе-группе «Особый ребёнок». Но 25 лет я работала учителем музыки в муз.школе, в педагогическом училище. Более четверти века- солидный возраст, чтобы поменять себя, своё учительское предназначение. Нужно помочь ребятам безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Сделать первые шаги в познании социальной жизни, без помощи мамы.  Необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу в классе, а для детей с лёгкой умственной отсталостью- это в большей степени необходимо. Жизнь ребёнка состоит из двух важнейших сфер-это семья и школа. Ничего постоянного в жизни нет. И жизнь ребёнка состоит из постоянно меняющихся факторов. В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. Поведение родителей, характер отношений между ними создают предпосылку к поведению детей. Поэтому связь с родителями, с семьёй-это важное звено в работе воспитателя. Важно донести до родителей одну простую мысль-ребёнок нуждается в них, ждёт любви и поддержки, свято верит в родительский идеал. Я считаю, что чем больше времени дети будут проводить рядом с родителями, тем теснее будут их взаимоотношения. Психологический комфорт одно из обязательных условий формирования детской психики. Некоторые дети не сразу принимают личность учителя-воспитателя, но если принимают, то следуют за ним . Учитель-воспитатель подобен садовнику, а класс-сродни клумбе цветов, где каждый цветочек единственный и неповторимый, он уникален по своей природе. Учителю-воспитателю необходимы не только профессиональные знания, умения, навыки, но в первую очередь, любовь к однажды выбранной профессии, бережное, трепетное, особое отношение к каждому ребёнку, а в нашей школе это должно стоять на первом месте.

«Воспитание-это пример, и ничего более»,-говорил  Песталоцции. Воспитывать надо на положительных примерах, без упрёков и назиданий. Кто-то уступил дорогу прохожему, кто-то красиво написал в тетради, а кто-то поделился яблоком с товарищем. Надо стараться подмечать все проявления заботы, доброты.На похвалу ребёнок всегда реагирует положительно и в следующий раз постарается вести себя подобающим образом.

Что касается наказаний. То наказывать надо, но в  пределах разумного. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным, иначе у ребёнка возникнет чувство вседозволенности и безнаказанности. Дети прекрасно чувствуют, когда их наказывают несправедливо и бунтуют. Сначала надо дать возможность высказаться самому ребёнку, чтобы он смог объяснить свой поступок и дать ему оценку. Если это не срабатывает, надо чётко разъяснить, что сделано неверно и как нужно поступить правильно.

 Учить детей работать в группе, сообща-одно из главных факторов успешного развития учащихся. Не так-то просто научиться работать сообща, так как наши детки привыкли к индивидуальному  общению. Большинство не посещали детский сад. Некоторые не говорят, но понимают обращённую речь. Дети учатся общаться между собой, работать вместе для достижения общей цели.

 Ушинский подчеркивал, что воспитание играет ведущую роль, как решающая педагогическая категория, а обучение является лишь средством воспитания. Само по себе без поддержки воспитания и без его механизма, обучение не может дать положительных результатов. Воспитание формирует новые качества личности, развивает ее духовные способности Носителями знаний, направленных на воспитание субъектов отношений в социальной практике, надо считать не только воспитателя и воспитуемого, но и окружающий мир. Для школьника объекта воспитания может быть как поцарапанная парта или стол, так слова и действия окружения, в особенности личный пример воспитателя. «Воспитывает все, — говорил А. Макаренко, — люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего люди».

Только тот учитель, который имеет педагогическое мастерство и обширные специальные знания, сможет пользоваться авторитетом и доверием у учеников помощь в разрешении проблем.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»