Через чтение к успеху в школе
Филиппович Галина Наумовна
Почему деформирование читательских умений занимает особое место в психолого-педагогической коррекции? Культура чтения - значимый и доступный канал влияния на ребенка. Текст становится отличным посредником в общении взрослых и детей. Многие трудные и непривлекательные для ребенка упражнения можно "вписать" в прцесс чтения интересной книги или написание собственного текста. Чтение позволяет не только находить пути помощи ребенку при интеллектуальных затруднениях, но и содействовать в решении личностных проблем.
Специалисты школы сталкиваются с затруднениями в освоении навыков учащимися в чтении на всех этапах обучения. Младшие дети не всегда легко осваивают техническую сторону процесса чтения, а старшие часто затрудняются на стадии обработки содержания текстов. Задания данного пособия соединяют эти две задачи : улучшение технической стороны чтения и формирование его мыслительного компонента. Условно упражнения разделены на две группы : вспомогательные , для "разогрева" учеников, и основные, несущие главную развивающую нагрузку. Мы рекомендуем соединять в занятии одно разминочное и одно-два основных упражнения. Кроме того, коррекционное занятие не должно быть исключительно текстовым - возможно использование различных психогимнастик и элементов арттерапии.
Упражнения на " разогрев" построены на основе анализа структуры слова. В статье Е.В. Заики " Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников" можно найтм много примеров таких заданий.
В качестве основных упражнений использовались задания трех типов:
- " Нелепицы " - когда ребенку нужно прочесть и исправить смысловое несоответствие в предложении ;
- "Допиши текст "- из нескольких слов выстраивается текст;
- "Перепутанные тексты" - необходимо отделить предложения одного текста от другого и расставить предложения каждого текста по порядку.
Все основные упражнения сделаны "с каверзой". Ребенок так или иначе попадает в ситуацию, когда задание бросает ему вызов. Поэтому успех проведения этих занятий зависит и от артистически х умений ведущего - важно подыгрывать детям, иногда сомневаться даже в правильных ответах, показывать, что можно допускать ошибки.