Развитие личности ребенка, его творческих способностей
при обучении по программе «Школа- 2100»
Михайлова Надежда Юрьевна,
учитель ГБОУ СОШ №282
Санкт-Петербурга
Постановка проблемы
Двадцатый год я работаю по программе «Школа-2100». Главной целью своей работы считаю формирование саморазвивающейся личности, т.е. личности, желающей и умеющей учиться . Готовность к саморазвитию понимается как триединая задача :
1 обучение деятельности – именно ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
2 формирование личностных качеств – ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей.
3 формирование целостной картины мира.
Содержательная часть
Все учебники сориентированы на то, чтобы дать возможность каждому ребенку получить подготовку самого высокого уровня.
Мой опыт работы показывает, что дети, обучающиеся по программе «Школа-2100» , усваивают программный материал быстрее и глубже. Трудно ли запомнить то , что нас интересует не для формального отчета , а по сути .
1 . На уроках чтения мы работаем по учебникам Бунеева Р. Н. , Бунеевой Е. Н.
В моем классе 24 ученика . Из них на 1 сентября 1 класса не умели читать и не знали букв 7 человек . На конец 1 полугодия первого класса у нас были следующие результаты : больше нормы( 25 слов ) прочитали 10 детей ; уложились в норму 12 человек .
От уровня сформированности навыка чтения зависит многое : не только восприятие и понимание текста, но и само желание учиться и читать .
Я стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был приятным и радостным .
Для этого мы в 1 классе завели читательские дневники, в которых родители отмечали ежедневное количество прочитанных слов ,строчек или предложений из выбранной ребенком книги . Регулярно проходили библиотечные уроки , выставки детских рисунков , литературные праздники .
Каждый урок чтения состоит как бы из двух частей и в букваре занимает две страницы. На левой странице дано изображение буквы, схема — человечек , слоги , слова , предложения . На правой странице — текст , как правило , тематически связанный по содержанию с предыдущей страницей .
Таким образом, мы постоянно еще и работаем над пространственным ориентированием в книге, тетради, жизни .
Работа с текстом строится следующим образом:
- работа до чтения: по ключевым словам и иллюстрации дети прогнозируют содержание текста.
Приведу фрагмент урока по теме «Заглавные буквы К, Н .Упражнения в чтении и письме . Употребление заглавной буквы в словах — географических названиях».
Работа над текстом «Названия русских городов», стр. 87 .
Работа с текстом до чтения.
1)Рассматривание иллюстрации, чтение ключевых слов : древние города , по берегам рек , по именам князей , великих людей , возвышенные места .
У : Предположите, о чем будем читать ?
Проверим наши предположения. ( дети высказывают свои мысли ,опираясь на материалы учебника ) .
Я считаю, что такие задания помогут детям в будущем самим находить ключевые слова , определять темы текстов , формулировать основную
Мысль, составлять план произведения.
2) Работа с текстом во время чтения, осмысление на уровне содержания .
3) Ставятся вопросы ко всему тексту — достижение понимания на уровне смысла.
Фрагмент урока, текст «Названия русских городов» .
У : Какие ваши предположения подтвердились ?
У : От чего же получили названия Москва, Тула , Орел ? В честь кого были названы города Ярославль и Владимир? Что нового вы узнали о словах русского языка — названиях городов? Можно ли только по иллюстрации , названию , «ключевым словам» точно узнать , о чем будем читать ?
Д : Нет, нужно внимательно читать текст .
Таким образом, добиваюсь внимательного чтения текста . Учу анализировать его, обращая внимание на детали .
Говоря об организации материала в букваре, следует особо подчеркнуть то , что это отчасти учебник — тетрадь . Предусмотрено , что ребенок самостоятельно работает в букваре ручкой , карандашом , печатает буквы , делает необходимые графические обозначения .
Отработав способ чтения в самом начале , выйдя в первом полугодии 1 класса на рубежи 40-70 слов в минуту по скорости чтения , я сейчас веду , скорее , уроки литературы .
Основной удельный вес урока чтения принадлежит литературному анализу читаемых произведений. Считаю очень важной работу по составлению плана произведения, ибо это помогает разобраться в структуре сочинения и учит грамотно строить любой рассказ устный и письменный . Составление простого ,цитатного, развернутого , картинного планов, стилистическая корректура , различные виды пересказа , нахождение ключевых слов , художественное чтение , привлечение широкого круга дополнительной литературы — вот что составляет основу нашей работы по литературному чтению.(показ тетрадей)
Во 2-м классе мир , который открывают для себя дети , расширяется . Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки , былины , загадки , песни , пословицы и поговорки) и авторские сказки , второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают ,что мир велик и многообразен и в то же время един .(показ тетрадей)
Дети осознают, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм , ум и доброта , храбрость и достоинство , сила чувств и верность .
В 3-м классе дети открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы самых разных жанров.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории детской литературы, о писателях и их героях , о темах и жанрах . Тексты расположены в хронологической последовательности для того , чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе , о связи содержания произведения со временем его написания , с личностью автора и его жизнью , о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого факторов . Ученики готовят сообщения , доклады по собственному желанию, устраивают конкурсы , презентации , составляют кроссворды . (показ)
На уроках письма работа идет по пяти тетрадям. В первой тетради много внимания уделяется штриховке. В пятой тетради много развивающих заданий. Например:
Кто стоит у доски ?
А Ва Та Ва сини
ули ца
ся пти
кури
Штриховка содействует развитию мелкой моторики руки.
С целью наглядного подхода к изучению материала мною разработан учебно — методический комплект, в который входят : рисунки для изучения каждой буквы алфавита , подборка загадок , языковые разминки , кроссворды , пословицы , поговорки, презентации.
-
Русский язык.
Язык по своей специфике и социальной значимости явление уникальное : он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний , средоточием духовной культуры народа , основной формой проявления национального и личностного самосознания и , наконец , первоэлементом художественной литературы как словесного искусства . В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус .
Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том , чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности ребенка , помочь ему осознать себя носителем языка . Для этого я создала копилку тестовых заданий , индивидуальные карточки .
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения .
Развитию речи - устному и письменному — в моем классе уделяется повышенное внимание .Работа над стилистикой , культурой речи , изучение законов построения текстов разных жанров находит практический выход в сочинениях и изложениях .( показ творческих тетрадей учеников 4 класса )
Дети сочиняют загадки, стихи и сказки, составляют толковые словари. (см. приложение )
Основополагающим в обучении считаю развитие речи детей. Это главное на любом этапе урока . Незаметно создаю такие ситуации , где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе .
Конечно , использую на уроках и обычные каналы усвоения знаний . Но чаще стараюсь , чтобы эти знания были выведены из самостоятельного наблюдения , из эксперимента , сравнения предметов , явлений , выполнения практических работ. Все это содержит творческий элемент .
Сейчас я работаю по учебнику «Русский язык» (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)
Стараюсь, чтобы дети добывали сами базовую информацию .И они «изобретают» , например : правила орфографии , открывают новые для себя понятия .
Во 2-м классе при изучении темы «Слова, отвечающие на вопросы какой ?, какая ? , какое ? , какие ?» детям было предложено такое задание :
-прочитайте орфографически слова , исследуйте и придумайте интересное задание .
Мороз, красное , грустная ,пеня ,проворная , лютый , ручьи , солнце .
Дети рекомендуют разбить слова на две группы ( имена существительные и имена прилагательные ). На доске появляется запись :
песня красное
солнце грустная
ручьи лютый
мороз проворные
-Какой столбик вам знаком ? Исследуйте . Докажите , что это имена существительные .
Объем орфографии в каждом из существительных .
-Прочитайте 2-й столбик . Докажите , что это не имена существительные . На какие вопросы отвечают слова ? Прочитайте пары слов по строчкам . Что заметили ? Почему нельзя так сказать: «песня красное , солнце грустная и т. д.» ?
-Соедините пары слов правильно . ( Дети связывают в словосочетания два слова . Делают вывод .)
Я уверена , что подобные упражнения развивают логическое мышление , грамотную , связную речь .
_________________УПРАЖНЕНИЕ .__________________
«Угадай ,что за зверь ?»
Летом у него шерсть серая , а зимой белая , уши длинные , а хвост короткий . Зверек этот пугливый . (Заяц)
И этот зверь живет в лесу . Шерсть у него рыжая , хвост пушистый , мордочка длинная . Зверь этот хитрый . ( Лиса )
-Какие слова помогли вам узнать (признать) зверька ?
( Дети называют имена прилагательные и объясняют , что обозначают эти прилагательные ) .
серый , белый , рыжая - цвет
короткий , длинный - размер
пугливый , хитрый — характер
(прослеживаются метапредметные связи )
___________УПРАЖНЕНИЕ _____________________
-Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина .
Допишите слова — предметы , признаки которых названы .
Высокий............
Разбитое.............
Сварливая..........
(метапредметные связи (чтение ) )
_____ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ__________
-Запишите , какими бывают :
улыбка...
взгляд...
походка...
( возможно до 100 характеристик )
Этим заданием создаю эмоциональный настрой , развиваю речь .
-Слово «дождь» для каждого звучит по -разному . Подберите признаки этого слова . Можно использовать мимическую зарядку . ( метапредметные связи)
Часто мои уроки начинаются с грамматической разминки. Это задачи для смекалистых.
1 . Найди лишнее. Докажи.
Подлежащее , глагол , дополнение ,обстоятельство , сказуемое,
определение .
2 . Чем примечательна буква «О» ? Прислушайтесь к словам : слова ,
коса, , доска , вода ( букве «О» редко приходится выражать свой
звук , только под ударением , т . е . в сильной позиции .)
3 . Слово состоит из одной части . Докажите , что эта часть — корень?
4 . Как средствами письма доказать , что слово «мышь» не мужского , а женского рода ?
5 . Звонят во все колокола . Сколько букв «О» ? Сколько звуков о ? Куда же они подевались ? Объясните .
Большое внимание на уроках уделяю развитию фонематического слуха .Это не только фонетический разбор , но и ежедневные короткие упражнения , которые мы называем «фонетической зарядкой» . Например :
- Есть ли мягкие звуки в словах : шепот ,чудо ,браться ,
цирк ,шиповник ,конечно ,мышь ,дрожь .
- Сколько раз звук (з) встречается в предложении :
Зина обратилась с просьбой к Лизе .
- Составьте слово из звуков :
глух . пара звука з с
глух . пара звука д т
гласн .о под ударением о
звонкая пара звука к г
Найдите загаданный звук :
Я в руках и озерах , но в воде меня нет .
Я в арбузах и огурцах ,но в дыне меня нет .
( звук х )
Сколькими звуками отличаются друг от друга слова в каждой паре :
стук — стог
писк — визг
загадка — рогатка
пирожки — порошки
3 . Обучение по программе «Школа-2100» предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика» . В настоящее время в учебном плане по новым ФГОС такого предмета нет. Этот материал я использую на занятиях по внеурочной деятельности для развития речи учащихся. В современной отечественной методике выделяются три направления в работе по развитию речи:
-обогащение речи учеников ;
-предупреждение речевых ошибок ;
-формирование коммуникативных умений .
Все эти направления реализуются в большей или меньшей степени в учебниках развивающей программы «Школа2100» (математика , окружающий мир , информатика , русский язык , чтение и т. д. ) Первое направление - обогащение речи - реализуется практически на всех школьных предметах . Вопросы и задания в каждой теме учат школьников говорить «на языке предмета» . Кроме того, в некоторых учебниках приводятся словари терминологических наименований . Трудно переоценить значение подобных словарей для овладения точной . корректной , научной речью .
Дети сами составляют различные словари (см. приложение )
Курс школьной риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения , т. к. именно на этих занятиях школьники знакомятся с особенностями типов текстов , речевых жанров , с их структурой , языковыми средствами .
Таким образом , риторика создает базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений (показ журналов и газет , выпущенных
ребятами).
4.Окружающий мир .
В последние годы существенно меняются подходы к преподаванию обществоведческих дисциплин в школе . Маленький человек 6-10 лет через телевидение ,фильмы , компьютеры знакомится с массой новых явлений и фактов, не встречающихся в его непосредственном кругу общения .
В настоящее время существует новый подход к преподаванию естествознания в начальных классах . Авторский коллектив под руководством Вахрушева А.А. подготовил курс «Мир и человек» ,задача которого определяется авторами как формирование доступной , но при этом целостной научной картины мира и умения познать этот мир .
Назрела необходимость соотнести пропедевтические курсы обществознания с курсом чтения и литературы , а также с естествознанием в рамках начальной школы .
Мне понадобилось создать учебно — методический комплект , включающий в себя учебник , тематическое планирование ,наглядный материал , коллекцию презентаций , дидактический материал и т. д.
5.Математика .
Совершенно очевидно , что большую часть изученных в школе математических знаний использует в своей практике лишь узкий круг специалистов .
Очень медленно и постепенно происходит осмысление этого факта , реальное значение имеет не само по себе математическое знание , а то личное развитие , которое приобретает ребенок в процессе его изучения .Вся система заданий пересмотрена таким образом , чтобы наряду с развитием вычислительных навыков , навыков черчения и чистописания ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций , умении анализировать , сравнивать , обобщать , классифицировать , рассуждать . С самых первых уроков детям предлагаю задания, которые требуют от них творческого участия ( придумать , найти , составить , выбрать , нарисовать и др .) , развивают не только ум , но и волю , чувства , духовные потребности и мотивы деятельности . Для этого на своих уроках я постоянно использую дидактические игры : «Откуда и чей голос?» , «Лучший счетчик» , «Детки на ветке» , «Маятник» , «Самый быстрый почтальон» , «Математический футбол» , «Карусели» , «Почта» , «Угадай загадки Веселого Карандаша» и др.
Создала дидактико-развивающий комплект , включающий экологические задачи , веселые задачи , опорные схемы .
Изучение математики строится на основе деятельностного метода . Основная его особенность заключается в том , что новые знания не даются детям в готовом виде . Дети «открывают» их сами в процессе исследовательской деятельности .Учитель лишь направляет эту деятельность .
Математика обладает уникальным развивающим эффектом . Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума , но не только . Изучение математики способствует развитию памяти , речи , воображения , эмоций , формирует настойчивость , терпение , творческий потенциал личности . Математик лучше планирует свою деятельность , программирует ситуацию , последовательность и точнее излагает свои
мысли , лучше умеет обосновать свою позицию .
Именно эта гуманитарная составляющая , безусловно важна для личностного развития каждого человека , и является особенностью авторского курса : математические знания в нем являются не самоцелью , а средством формирования саморазвивающейся личности .
Опыт показывает, что дети усваивают программный материал быстрее и глубже сверстников ,
не боятся контрольных и проверочных работ, любят математические диктанты и блиц — турниры .
По всем учебным предметам предусмотрены очень яркие , красивые учебники . Особенностью уроков является частая смена деятельности учащихся : чтение , рассказ , раскрашивание , обведение совокупностей , соединение однородных предметов , наклеивание картинок по темам , наблюдение , выдвижение гипотез , доказательства и др .
В данном классе по этой программе я работаю третий год . Итоги подводить рано , но самое главное , что детям учиться интересно . Уроки очень насыщены . Ребята находятся в постоянном действии .
Учителю предоставлена огромная возможность для творчества : продумать систему работы с детьми , имеющими разный уровень развития , разную подготовку , сориентироваться , как успеть донести до детей весь запланированный материал , какие использовать занимательные моменты и когда .
Программа «Школа-2100»дает детям прочные знания и интерес к учению.
Устраивает программа и родителей которые учатся вместе с детьми.
О своих учениках я всегда говорю : «Те , кто в состоянии постичь.
Осмыслить, взять , должны получить как можно больше глубоких , разносторонних , обязательно систематизированных знаний» .
Литература:
«Фонетика - это интересно», Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Москва , «Просвещение» ,1992 г.
«Русский язык в начальных классах» под редакцией Соловейчик М.С. Москва, «Просвещение» , 1993 г.
«Логопедия», Лопухина , С.- Петербург , 1997г.
«Золотая коллекция начальной школы. Математика. Школьная программа вместе с родителями», Григорян Н.В. , Издательский дом «Нева» .
Журналы «Начальная школа».
«Воспитание» пособие для педагогов под общей редакцией профессора Осиповой М. П. , Минск, «Книжный Дом» , 2004 г.