Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О возможностях введения курса начертательной геометрии
в средней школе

Трофимова Светлана Николаевна,
учитель черчения ГБОУ гимназии №73
«Ломоносовская гимназия» Санкт-Петербурга

Начертательная геометрия является основой графической грамотности, необходимой для современного уровня технического творчества. Она развивает логическое мышление и пространственное воображение, способность по плоскому изображению мысленно представлять форму предмета. Начертательная геометрия изучает методы изображения пространственных фигур, позволяет  по чертежу составлять  алгоритмы решения позиционных, метрических и конструкционных задач.

Аппаратом начертательной геометрии является чертежно-графическая модель  из существующих или задуманных предметов реального мира. Изучение начертательной геометрии совершенствует способность читать чертежи пространственных форм.

        Современные инженеры, работающие в различных областях промышленности должны владеть теоретическими основами геометрического моделирования, уметь читать и анализировать чертежи.

        Но большинство учебников , пособий и методик  созданы теми, кто  отлично понимает начертательную геометрию, но…  (нечаянно)  для  тех , кто её тоже уже понимает.  Строгий  язык  объяснеий  и чертежей лишён образности .  Притом самым  проблемным пунктом  ситуации является  то, что объяснения строятся  на примере  плоского чертежа,  где  отнюдь не очевидны реальные объём и пространство.  

Дело в том, что   плоский  чертёж (эпюр )  воспринимается  без  достаточной  подготовки   или   неправильно  или попросту  никак , то есть как  узор  из  линий , не более.   Это непонимание  более чем естественно.  Ведь  вы  видите  плоскую картинку  того, что  в действительности  является объёмно- пространственной   системой плоскостей  проекций.

    Чтобы  избежать непонимания со стороны школьников,  информация  до них доводится  таким образом , чтобы они максимально доступно могли воспринимать реальный объём и форму   предлагаемых им  объектов.  Для этого применяются   складные  объёмно-пространственные макеты .  Плюс  к этому  прилагается   3-D  (объёмное )  моделирование в комплекте с плоским чертежом,  что особо актуально в данное время, т. к   ручное выполнение чертежей  сменили компьютерные способы формирования графических изображений, составления проектной документации.

 Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенным на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.

 

Для решения данной проблемы  в гимназии  ведется  элективный курс начертательной геометрии для учащихся 10-11 классов, который позволит компетентно использовать знания, полученные при изучении курса для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Цель курса – создание условий для формирования пространственного и технического мышления, подготовка к успешному, осознанному выбору направления обучения  на следующей ступени образования.

Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

·        Ознакомить учащихся с теоретическими и практическими основами начертательной геометрии;

·        Обучить  школьников к решению типовых графических задач;  

·        Приобщить школьников к решению творческих графических задач.

 

Основным принципом отбора содержания обучения является принцип практикоориентированности,предполагающий отбор содержания программы и технологий её освоения, исходя из практических задач, необходимость решений которых вытекает из современных требований к уровню подготовки учащихся в современном промышленном мегаполисе.

 

Практическая значимость программы:учащиеся, прошедшие курс обучения по данной программе, получат возможность в дальнейшем успешно усвоить ряд общетехнических и специальных дисциплин ВУЗовской программы.

 

      В результате освоения программы школьники  будут знакомы со следующим:

·        С основными теоретическими положениями начертательной геометрии;

·        С основными способами изображения точки, прямой и плоскости;

·        С основными способами преобразования проекций;

·        С основными способами графического изображения геометрических тел, рассечённых плоскостью;

·        С основными способами графического изображения взаимного пересечения геометрических поверхностей;

·        С приёмами решения задач начертательной геометрии, а именно, решения проекционных и позиционных задач.

Научатся:

·        Компетентно использовать знания, полученные при изучении курса для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся;

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «Основы начертательной геометрии» изучается в объёме 1 ч в неделю в 10-11-ых классах (68 часов).

 

Темы разделов

Количество учебных часов

Общие сведения о методах проецирования.

3

Изображение точки, прямой и плоскости.

7

Взаимное расположение точки, прямой и плоскости.

14

Способы преобразования проекции.

10

Геометрические тела. Многогранники.

8

Геометрические тела. Тела вращения.

16

Геометрические тела. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел.

10

Итого:

68

 

В процессе изучения курса предусмотрено выполнение ряда графических работ на основе изученного материала. В ходе выполнения графических работ учащиеся получают возможность обобщить изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Графические работы выполняются в тетради в клетку формата А4.

Учащиеся,  успешно осваивающие  данный курс неоднократно  успешно участвуют в олимпиадах по компьютерной графике.

Преподавание по данной программе ведется в гимназии уже более 5 лет. По мнению выпускников, прошедших обучение по данному курсу , полученные знания и сформированные умения значительно снимают нагрузку при изучении начертательной геометрии  на первых курсах ВУЗов.

 

·        Литература:

1.     П.Г.Талалай Начертательная геометрия на примерах. Учебное пособие. С-Пб, «БВХ-Петербург», 2011

2.     В.О. Гордон, Ю.Б. Иванов, Т.Е. Солнцева. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. - М.: Высшая школа, 1998 г.

3.     В.О. Гордон, М.Ф. Семенцов – Огниевский. Курс начертательной геометрии. - М: Наука, 1984 г.

4.     А.В. Константинов. Сборник задач по начертательной геометрии. Учебное пособие в двух частях.

5.     А.А. Павлова, И.В. Глазкова. Начертательная геометрия. Практикум для ВУЗов. – М.: Владос, 2005 г.

6.     А.А. Павлова. Начертательная геометрия. - М.: Владос, 2005 г.

7.     М.К. Соловьёва. Начертательная геометрия. – СПб.: Лема, 2005 г.

8.     А.А. Чекмарёв. Начертательная геометрия и черчение. Учебник. – М.: Владос, 2005 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»