О возможностях введения курса начертательной геометрии
в средней школе
Трофимова Светлана Николаевна,
учитель черчения ГБОУ гимназии №73
«Ломоносовская гимназия» Санкт-Петербурга
Начертательная геометрия является основой графической грамотности, необходимой для современного уровня технического творчества. Она развивает логическое мышление и пространственное воображение, способность по плоскому изображению мысленно представлять форму предмета. Начертательная геометрия изучает методы изображения пространственных фигур, позволяет по чертежу составлять алгоритмы решения позиционных, метрических и конструкционных задач.
Аппаратом начертательной геометрии является чертежно-графическая модель из существующих или задуманных предметов реального мира. Изучение начертательной геометрии совершенствует способность читать чертежи пространственных форм.
Современные инженеры, работающие в различных областях промышленности должны владеть теоретическими основами геометрического моделирования, уметь читать и анализировать чертежи.
Но большинство учебников , пособий и методик созданы теми, кто отлично понимает начертательную геометрию, но… (нечаянно) для тех , кто её тоже уже понимает. Строгий язык объяснеий и чертежей лишён образности . Притом самым проблемным пунктом ситуации является то, что объяснения строятся на примере плоского чертежа, где отнюдь не очевидны реальные объём и пространство.
Дело в том, что плоский чертёж (эпюр ) воспринимается без достаточной подготовки или неправильно или попросту никак , то есть как узор из линий , не более. Это непонимание более чем естественно. Ведь вы видите плоскую картинку того, что в действительности является объёмно- пространственной системой плоскостей проекций.
Чтобы избежать непонимания со стороны школьников, информация до них доводится таким образом , чтобы они максимально доступно могли воспринимать реальный объём и форму предлагаемых им объектов. Для этого применяются складные объёмно-пространственные макеты . Плюс к этому прилагается 3-D (объёмное ) моделирование в комплекте с плоским чертежом, что особо актуально в данное время, т. к ручное выполнение чертежей сменили компьютерные способы формирования графических изображений, составления проектной документации.
Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенным на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.
Для решения данной проблемы в гимназии ведется элективный курс начертательной геометрии для учащихся 10-11 классов, который позволит компетентно использовать знания, полученные при изучении курса для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Цель курса – создание условий для формирования пространственного и технического мышления, подготовка к успешному, осознанному выбору направления обучения на следующей ступени образования.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
· Ознакомить учащихся с теоретическими и практическими основами начертательной геометрии;
· Обучить школьников к решению типовых графических задач;
· Приобщить школьников к решению творческих графических задач.
Основным принципом отбора содержания обучения является принцип практикоориентированности,предполагающий отбор содержания программы и технологий её освоения, исходя из практических задач, необходимость решений которых вытекает из современных требований к уровню подготовки учащихся в современном промышленном мегаполисе.
Практическая значимость программы:учащиеся, прошедшие курс обучения по данной программе, получат возможность в дальнейшем успешно усвоить ряд общетехнических и специальных дисциплин ВУЗовской программы.
В результате освоения программы школьники будут знакомы со следующим:
· С основными теоретическими положениями начертательной геометрии;
· С основными способами изображения точки, прямой и плоскости;
· С основными способами преобразования проекций;
· С основными способами графического изображения геометрических тел, рассечённых плоскостью;
· С основными способами графического изображения взаимного пересечения геометрических поверхностей;
· С приёмами решения задач начертательной геометрии, а именно, решения проекционных и позиционных задач.
Научатся:
· Компетентно использовать знания, полученные при изучении курса для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебный курс «Основы начертательной геометрии» изучается в объёме 1 ч в неделю в 10-11-ых классах (68 часов).
Темы разделов |
Количество учебных часов |
Общие сведения о методах проецирования. |
3 |
Изображение точки, прямой и плоскости. |
7 |
Взаимное расположение точки, прямой и плоскости. |
14 |
Способы преобразования проекции. |
10 |
Геометрические тела. Многогранники. |
8 |
Геометрические тела. Тела вращения. |
16 |
Геометрические тела. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел. |
10 |
Итого: |
68 |
В процессе изучения курса предусмотрено выполнение ряда графических работ на основе изученного материала. В ходе выполнения графических работ учащиеся получают возможность обобщить изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Графические работы выполняются в тетради в клетку формата А4.
Учащиеся, успешно осваивающие данный курс неоднократно успешно участвуют в олимпиадах по компьютерной графике.
Преподавание по данной программе ведется в гимназии уже более 5 лет. По мнению выпускников, прошедших обучение по данному курсу , полученные знания и сформированные умения значительно снимают нагрузку при изучении начертательной геометрии на первых курсах ВУЗов.
· Литература:
1. П.Г.Талалай Начертательная геометрия на примерах. Учебное пособие. С-Пб, «БВХ-Петербург», 2011
2. В.О. Гордон, Ю.Б. Иванов, Т.Е. Солнцева. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. - М.: Высшая школа, 1998 г.
3. В.О. Гордон, М.Ф. Семенцов – Огниевский. Курс начертательной геометрии. - М: Наука, 1984 г.
4. А.В. Константинов. Сборник задач по начертательной геометрии. Учебное пособие в двух частях.
5. А.А. Павлова, И.В. Глазкова. Начертательная геометрия. Практикум для ВУЗов. – М.: Владос, 2005 г.
6. А.А. Павлова. Начертательная геометрия. - М.: Владос, 2005 г.
7. М.К. Соловьёва. Начертательная геометрия. – СПб.: Лема, 2005 г.
8. А.А. Чекмарёв. Начертательная геометрия и черчение. Учебник. – М.: Владос, 2005 г.