Как я работаю со своими учениками
Рытков Сергей Николаевич
- Работа с матросами срочной службы.
Мое общение с матросами срочной службы началось в 1992 году, в самом начале становления нашего демократического общества. Непосредственно подчиненный мне коллектив состоял из пятнадцати человек. В их обязанности входило обслуживание всей энергетической системы боевого корабля, а также постоянное совершенствование своих знаний, умений и навыков. Процесс обучения состоял в еженедельных четырехчасовых теоретических и практических занятиях, тренировках, боевых учениях и ежедневного осмотра и проворачивания материальной части с последующим устранением неисправностей.
Первая встреча с подчиненной боевой частьюпроисходит в присутствии командира корабля, именно он представляет подчиненным их командира. Далее после нескольких теплых слов необходимо не дать коллективу «одышаться», а сразу поставить конкретные задачи и проверить их выполнение, тем самым проявить свою компетентность (перехватить скипетр). Стоящим в строю подчиненным необходимо смотреть в глаза, задачи ставить громко и четко, не бояться сорваться на крик. Все попытки разговоров в строю должны жестко пресекаться, моментальным дисциплинарным воздействием.
Необходимо завоевать доверие подчиненных, соблюдая следующие правила:
- никому на них не жаловаться, наказывать всегда самому;
- никогда не проявлять безразличия к их проблемам, пытаться их решить, даже если приходиться поплатиться своим личным временем;
- много времени проводить с ними за ремонтом материальной части (совместный труд сближает), обучать их и обучаться самому у них;
- любое, даже малозначительное действие починенного должно иметь дисциплинарное воздействие (поощрение или наказание);
- соблюдать контраст в отношении с успевающими, дисциплинированными подчиненными и отстающими;
- адекватно реагировать на изменения настроения в коллективе, вникать в их проблемы, помогать с ними справляться;
- дисциплинированные бойцы должны увольняться с максимальным количеством поощрений и рекомендаций.
Необходимо соблюдать дистанцию в отношениях:
- не позволять сидеть в своем присутствии без разрешения;
- позволять разговаривать с собой только после разрешения;
- во время утреннего осмотра не скупиться не замечания и добиваться их устранения;
- работать с младшими командирами и большинство вопросов решать через них.
Основные сложности и пути их решения:
-матрос срочной службы считает, что далее заслать его некуда и ему нечего терять – необходимо четко обозначить правильный и ложный пути поведения и перспективы следования этими путями;
- личный состав может сплотиться против командира – необходимо постоянно сплачивать подчиненных работой и разделять их на младших командиров и подчиненных, хороших и плохих, иногда искусственно сталкивать их между собой (разделяй и властвуй);
- старослужащие могут заявить, что они свой срок отслужили и пусть теперь служат молодые – необходимо настаивать на личной ответственности старослужащих за обучение и дисциплинированность молодежи, применяя различные стимулы.
Общение с военнослужащими срочной службы предусматривает применение метода «кнута и пряника», где все действия сопровождаются реакцией командира.
- Работа с курсантами учебного военного центра высшего учебного заведения.
Работа с курсантами учебного военного центра очень напоминает работу с матросами срочной службы, но имеет и свои особенности. Курсантами учебного военного центра являются студенты высшего образовательного учреждения, прошедшие жесткий интелектуальный, психологический отборы и успешно сдавшие установленный минимум по физической подготовке, т. е. это своеобразный «цвет» студенческого общества .
При первой встрече с будущими курсантами необходимо сразу же «затянуть гайки», показать, что здесь обучаются только избранные студенты и на освободившиеся места по причине дисциплинарной неисполнительности всегда найдется огромное количество желающих. На занятиях и в повседневном общении необходимо требовать безукоризненного выполнения требований уставов, например:
- выполнение строевых приемов в начале и по окончании занятия («СМИРНО»);
- воинское приветствие проходящего мимо преподавателя, независимо где произошла встреча;
- перед началом разговора курсант должен спросить разрешения обратиться, предварительно приняв строевую стойку и т.д.
Во время занятий необходимо пресекать все разговоры с места, оценивая не только уровень знаний, но и манеру изложения ответа, лаконичность, четкость и ясность мысли.
Систематический контроль уровня знаний должен быть не формальным. Каждый опрошенный курсант должен понимать критерии оценки и видеть перспективы стремления к лучшим знаниям. Особо внимание необходимо уделять отстающим ученикам в процессе самоподготовки. Курсант должен быть уверен в том, что его либо выучат, либо отчислят.
Особое внимание необходимо обратить на постдипломное сопровождение обучаемых и оказать посильную помощь в их трудоустройстве, не пренебрегая различного рода рекомендациями и личными связями. Этим закладываются стимул к обучению и уважение к преподавателю.
Вывод:
Общение с курсантами учебного военного центра предусматривает акцентирование внимания на индивидуальном подходе, где глубже учитывается реакция обучаемого на действия преподавателя.
- Работа с учащимися среднего общеобразовательного учреждения (школы).
Эта работа в корне отличается от работы с матросами и курсантами. Основное отличие заключается в том, что ребенок еще не способен осознанно ставить перед собой цели и двигаться к ним в правильном направлении. Метод «кнута и пряника» не всегда действуют на несформировавшуюся личность. Если поведение первых двух категорий определяется особенностью личности обучаемого, то в последнем случае ученик может руководствоваться категориями, которые сам не до конца осознает. Например, самый последний хулиган в неформальной обстановке может вести себя совершенно иначе, чем в школе и наоборот. На детей очень сильно влияет мнение коллектива, отсюда появляются «плохие» и «хорошие» классы.
Задача учителяв данной достаточно непростой ситуации состоит в следующем:
- собственным примером задать стереотип поведения учеников в школе и на уроке;
- заинтересовать как можно больше учащихся собственной личностью, постараться стать для них своего рода примером;
- проявлять максимальную гибкость в общении, стараться не доводить ситуацию до конфликта ни при каких обстоятельствах;
- постоянно демонстрировать значимость своего предмета, вести внеклассную деятельность, добиваться результативности работы;
- рассматривать личность ученика с различных точек зрения, пытаться поставить себя на место самых отстающих;
- реагировать на самые, как кажется, незначительные проблемы учеников и стараться их решить, ни в коем случае не проявляя равнодушия;
- не позволять себе обсуждений с учениками их родителей, своих коллег и администрации;
- наказывать адекватно проступкам, не применяя запрещенных приемов, в виде наказания оценками или физическим воздействием.
Главной особенностью преподавания предмета«Основы безопасности жизнедеятельности» в школах ЖК «Славянка» в свете ФГОС [1] является тот факт, что юные жители Славянки родились в семьях кадровых военных, еще недавно выполнявших свой долг по защите Российской Федерации. Это выходцы из военных городков, закрытых гарнизонов, которые видели танки, самолеты, корабли и подводные лодки не только на картинках, как большинство обычных учеников, многие из них уже посещали полковые стрельбища, разбирали оружие и имеют первичные навыки строевой выправки. Эти дети обладают ярко выраженным чувством гордости за своих родителей – защитников Родины, от которых им с материнским молоком передалось чувство патриотизма.
Работа учителя с такими детьми имеет свои особенности. Одной из них является необходимость деятельного подхода к обучению. Оценка результатов обучения должна учитывать не только знания, умения и навыки, но и метапредметные и личностные результаты. Целью обучения являются не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
Формирование любых умений, способностей, личностных качеств, т.е. умения учиться в целом, возможно только в деятельности. Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
- приобретение первичного опыта выполнения действий и мотивация;
- формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;
- тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;
- контроль.
На уроке ОБЖ учащийся должен демонстрировать универсальные учебные действия:
- учебное сотрудничество с учителем;
- самостоятельная постановка вопросов;
- управление поведением товарищей;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- полное и точное выражение своих мыслей;
- умение вести монолог и диалог.
В контексте обучения должны широко использоваться различные источники информации, особенно Интернет. Знания, полученные на уроках ОБЖ должны активно использоваться при изучении других предметов, например:
- знания чрезвычайных ситуаций природного происхождения применимы при изучении географии;
- знания криминогенных ситуаций применимы при изучении обществознания;
- знания чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения применимы при изучении химии и на занятиях по технологии;
- умения оказывать первую медицинскую помощь применимы при изучении биологии;
- навыки строевой выправки применимы при занятиях физической культурой.
Результаты обучения по ФГОС не заставляют себя ждать [2]. Только что открывшаяся ГБОУ школа № 645 представила команду из 39 учащихся для участия во всероссийской игре-конкурсе «СПАСАТЕЛИ» по основам безопасности жизнедеятельности, организованную Чувашским региональным отделением Академии информатизации образования совместно с Управлением министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Чувашии. Команда заняла 12 призовых мест с рейтингом от 82 до 100 процентов. Емельянова Алина (7 А класс) и Кудрявцева Валерия (7 Б класс) стали всероссийскими победителями. Региональными победителями стали Аришина Валерия (10 Б класс) и Корнюшина Светлана (9 В класс).
Данные победы, завоеванные учениками через несколько месяцев после открытия школы являются объективным показателем перспективности применения элементов ФГОС при изучении ОБЖ в школах ЖК «Славянка».
Общение с учащимися среднего общеобразовательного учреждения (школы) предусматривает более индивидуальный подход, чем двух предыдущих случаях, с учетом работы с несформировавшейся личностью.
Выводы:
- Сравнение трех категорий учащихся, с которыми мне приходилось работать показало, что в каждом случае необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом уровней его интелектуального развития, воспитания и самостоятельности.
- Во всех случаях необходимо быть примером для обучаемых и не требовать от них того, чего не можешь сам.
- Для достижения результата необходимо отдавать себя работе всего, ни в коем случае не демонстрировать безразличие в работе с учениками.
Литература
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Рытков С.Н. Особенности преподавания предмета «Основы безопасности жизнидеятельности» в школах жилого комплекса «Славянка». ПеЛиКАН, журнал учебного методического центра Пушкинского района Санкт-Петербурга, январь 2015г.