Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Как я работаю со своими учениками

Рытков Сергей Николаевич

  1. Работа с матросами срочной службы.

Мое общение с матросами срочной службы началось в 1992 году, в самом начале становления нашего демократического общества. Непосредственно подчиненный мне коллектив состоял из пятнадцати человек. В их обязанности входило обслуживание всей энергетической системы боевого корабля, а также постоянное совершенствование своих знаний, умений и навыков. Процесс обучения состоял в еженедельных четырехчасовых теоретических и практических занятиях, тренировках, боевых учениях и ежедневного осмотра и проворачивания материальной части с последующим устранением неисправностей.

         Первая встреча с подчиненной боевой частьюпроисходит в присутствии командира корабля, именно он представляет подчиненным их командира.  Далее после нескольких теплых слов необходимо не дать коллективу «одышаться»,  а сразу поставить конкретные задачи и проверить их выполнение, тем самым проявить свою компетентность (перехватить скипетр). Стоящим в строю подчиненным необходимо смотреть в глаза, задачи ставить громко и четко, не бояться сорваться на крик. Все попытки разговоров в строю должны жестко пресекаться, моментальным дисциплинарным воздействием.

                 Необходимо завоевать доверие подчиненных, соблюдая следующие правила:

- никому на них не жаловаться, наказывать всегда самому;

- никогда не проявлять безразличия к их проблемам, пытаться их решить, даже если приходиться поплатиться своим личным временем;

- много времени проводить с ними за ремонтом материальной части (совместный труд сближает), обучать их и обучаться самому у них;

- любое, даже малозначительное действие починенного должно иметь дисциплинарное воздействие (поощрение или наказание);

- соблюдать контраст в отношении с успевающими, дисциплинированными подчиненными и отстающими;

- адекватно реагировать на изменения настроения в коллективе, вникать в их проблемы, помогать с ними справляться;

- дисциплинированные бойцы должны увольняться с максимальным количеством поощрений и рекомендаций.

                Необходимо соблюдать дистанцию в отношениях:

- не позволять сидеть в своем присутствии без разрешения;

- позволять разговаривать с собой только после разрешения;

- во время утреннего осмотра не скупиться не замечания и добиваться их устранения;

- работать с младшими командирами и большинство вопросов решать через них.

                Основные сложности и пути их решения:

-матрос срочной службы считает, что далее заслать его некуда и ему нечего терять – необходимо четко обозначить правильный и ложный пути поведения и перспективы следования этими путями;

- личный состав может сплотиться против командира – необходимо постоянно сплачивать подчиненных работой и разделять их на младших командиров и подчиненных, хороших и плохих, иногда искусственно сталкивать их между собой (разделяй и властвуй);

- старослужащие могут заявить, что они свой срок отслужили и пусть теперь служат молодые – необходимо настаивать на личной ответственности старослужащих за обучение и дисциплинированность молодежи, применяя различные стимулы.

                Общение с военнослужащими срочной службы предусматривает применение метода «кнута и пряника», где все действия сопровождаются реакцией командира.

 

  1. Работа с курсантами учебного военного центра высшего учебного заведения.

Работа с курсантами учебного военного центра очень напоминает работу с матросами срочной службы, но имеет и свои особенности. Курсантами учебного военного центра являются студенты высшего образовательного учреждения, прошедшие жесткий интелектуальный, психологический отборы и успешно сдавшие установленный минимум по физической подготовке, т. е. это своеобразный «цвет» студенческого общества .

 

                  При первой встрече с будущими курсантами необходимо сразу же «затянуть гайки», показать, что здесь обучаются только избранные студенты и на освободившиеся места по причине дисциплинарной неисполнительности всегда найдется огромное количество желающих. На занятиях и в повседневном общении необходимо требовать безукоризненного выполнения требований уставов, например:

- выполнение строевых приемов в начале и по окончании занятия («СМИРНО»);

- воинское приветствие проходящего мимо преподавателя, независимо где произошла встреча;

- перед началом разговора курсант должен спросить разрешения обратиться, предварительно приняв строевую стойку и т.д.

         Во время занятий необходимо пресекать все разговоры с места, оценивая не только уровень знаний, но и манеру изложения ответа, лаконичность, четкость и ясность мысли.

         Систематический контроль уровня знаний должен быть не формальным. Каждый опрошенный курсант должен понимать критерии оценки и видеть перспективы стремления к лучшим знаниям. Особо внимание необходимо уделять отстающим ученикам в процессе самоподготовки. Курсант должен быть уверен в том, что его либо выучат, либо отчислят.

         Особое внимание необходимо обратить на постдипломное сопровождение обучаемых и оказать посильную помощь в их трудоустройстве, не пренебрегая различного рода рекомендациями и личными связями. Этим закладываются стимул к обучению и уважение  к преподавателю.

Вывод:

         Общение с курсантами учебного военного центра предусматривает акцентирование внимания на индивидуальном подходе, где глубже учитывается реакция обучаемого на действия преподавателя.

 

  1. Работа с учащимися среднего общеобразовательного учреждения (школы).

         Эта работа в корне отличается от работы с матросами и курсантами. Основное отличие заключается в том, что ребенок еще не способен осознанно ставить перед собой цели и двигаться к ним в правильном направлении. Метод «кнута и пряника» не всегда действуют на несформировавшуюся личность. Если поведение первых двух категорий определяется особенностью личности обучаемого, то в последнем случае ученик может руководствоваться категориями, которые сам не до конца осознает. Например, самый последний хулиган в неформальной обстановке может вести себя совершенно иначе, чем в школе и наоборот. На детей очень сильно влияет мнение коллектива, отсюда появляются «плохие» и «хорошие» классы.

Задача учителяв данной достаточно непростой ситуации состоит в следующем:

- собственным примером задать стереотип поведения учеников в школе и на уроке;

- заинтересовать как можно больше учащихся собственной личностью, постараться стать для них своего рода примером;

- проявлять максимальную гибкость в общении, стараться не доводить ситуацию до конфликта ни при каких обстоятельствах;

- постоянно демонстрировать значимость своего предмета, вести внеклассную деятельность, добиваться результативности работы;

- рассматривать личность ученика с различных точек зрения, пытаться поставить себя на место самых отстающих;

- реагировать на самые, как кажется, незначительные проблемы учеников и стараться их решить, ни в коем случае не проявляя равнодушия;

- не позволять себе обсуждений с учениками их родителей, своих коллег и администрации;

- наказывать адекватно проступкам, не применяя запрещенных приемов, в виде наказания оценками или физическим воздействием.

Главной особенностью преподавания предмета«Основы безопасности жизнедеятельности» в школах ЖК «Славянка» в свете ФГОС [1] является тот факт, что юные жители Славянки родились в семьях кадровых военных, еще недавно выполнявших свой долг по защите Российской Федерации. Это выходцы из военных городков, закрытых гарнизонов, которые видели танки, самолеты, корабли и подводные лодки не только на картинках, как большинство обычных учеников, многие из них уже посещали полковые стрельбища, разбирали оружие и имеют первичные навыки строевой выправки. Эти дети обладают ярко выраженным чувством гордости за своих родителей – защитников Родины, от которых им с материнским молоком передалось чувство патриотизма.

Работа учителя с такими детьми имеет свои особенности. Одной из них является необходимость деятельного подхода к обучению. Оценка результатов обучения должна учитывать не только знания, умения и навыки, но и метапредметные и личностные результаты. Целью обучения являются не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.

Формирование любых умений, способностей, личностных качеств, т.е. умения учиться в целом, возможно только в деятельности. Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

- приобретение первичного опыта выполнения действий и мотивация;

- формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;

- тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;

- контроль.

На уроке ОБЖ учащийся должен демонстрировать универсальные учебные действия:

- учебное сотрудничество с учителем;

- самостоятельная постановка вопросов;

- управление поведением товарищей;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- полное и точное выражение своих мыслей;

- умение вести монолог и диалог.

В контексте обучения должны широко использоваться различные источники информации, особенно Интернет. Знания, полученные на уроках ОБЖ должны активно использоваться при изучении других предметов, например:

- знания чрезвычайных ситуаций природного  происхождения применимы  при изучении географии;

- знания криминогенных ситуаций применимы  при изучении обществознания;

- знания чрезвычайных ситуаций техногенного  происхождения применимы  при изучении химии и на занятиях по технологии;

- умения оказывать первую медицинскую помощь применимы  при изучении биологии;

- навыки строевой выправки применимы  при занятиях физической культурой.

Результаты обучения по ФГОС не заставляют себя ждать [2]. Только что открывшаяся ГБОУ школа № 645 представила команду из 39 учащихся для участия во всероссийской игре-конкурсе «СПАСАТЕЛИ» по основам безопасности жизнедеятельности, организованную Чувашским региональным отделением Академии информатизации образования совместно с Управлением министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Чувашии. Команда заняла 12 призовых мест с рейтингом от 82 до 100 процентов. Емельянова Алина (7 А класс) и Кудрявцева Валерия (7 Б класс) стали всероссийскими победителями. Региональными победителями стали Аришина Валерия (10 Б класс) и Корнюшина Светлана (9 В класс).

Данные победы, завоеванные учениками через несколько месяцев после открытия школы являются объективным показателем перспективности применения элементов ФГОС при изучении ОБЖ в школах ЖК «Славянка».

         Общение с учащимися среднего общеобразовательного учреждения (школы) предусматривает более индивидуальный подход, чем двух предыдущих случаях, с учетом работы с несформировавшейся личностью.

               Выводы:

  1. Сравнение трех категорий учащихся, с которыми мне приходилось работать показало, что в каждом случае необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом уровней его интелектуального развития, воспитания и самостоятельности.
  2. Во всех случаях необходимо быть примером для обучаемых и не требовать от них того, чего не можешь сам.
  3. Для достижения результата необходимо отдавать себя работе всего, ни в коем случае не демонстрировать  безразличие в работе с учениками.

 

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Рытков С.Н. Особенности преподавания предмета «Основы безопасности жизнидеятельности» в школах жилого комплекса «Славянка». ПеЛиКАН, журнал учебного методического центра Пушкинского района Санкт-Петербурга, январь 2015г.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»