Объяснение нового материала
Корсукова Виктория Кимовна
Первое знакомство учащихся с новым учебным материалом на уроке происходит во время объяснения этого материала учителем. Как учитель организует объяснение, зависит качество знаний учащихся.
Один и тот же учебный материал можно изложить по-разному. Чаще всего учителя строят объяснение придерживаясь логической схемы, предложенной в учебнике. Нередко параграф начинается с определения или формулировки теоремы, тогда учителю приходится придумывать вводные вопросы, связывать данную тему с уже изученным материалом, создавать проблемные ситуации, искать материал, который заинтересовал бы учащихся. Особенно это важно для учителей работающим по ФГОС.
В каждой конкретной ситуации можно по-разному начать объяснение нового материала. Например, урок, посвященный изучению трапеции, можно начать вопросом: «Приходилось ли вам слышать слово «трапеция» раньше? Знаете ли вы, что оно означает?» (учащиеся могут вспомнить, что они слышали это слово во время посещения цирка, при выборе фасона платья, трапезная и т.п.) Дальше уже можно сформулировать цель урока: «Какая фигура в геометрии называется трапецией и каковы ее свойства».
Возможен другой путь изложения нового материала: « В произвольном ∆ABCпровести среднюю линию MN(точка М лежит на стороне АВ, точка Nлежит на стороне ВС). Какие геометрические фигуры можно увидеть на данном чертеже? ( треугольник АВС и четырехугольник, название и свойства которого мы изучим сегодня на уроке).
Можно предложить такой путь изложения: « На уроках геометрии мы познакомились с такими четырехугольниками, как параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб. Общее свойство, которое характеризует все эти фигуры – противоположные стороны попарно параллельны, но есть такие четырехугольники, у которых две противоположные стороны параллельны, а две другие – нет. Такие четырехугольники называют трапециями». Далее можно предложить учащимся самостоятельно дать определение трапеции.
Начать объяснение можно с демонстрации фрагмента презентации «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга», слайды которые посвящены зданиям имеющим форму трапеции.
Иначе приходится начинать урок, на котором доказывается теорема. Например: «Теорема Пифагора». Можно начать изложение так, как предлагает учебник, - с формулировки теоремы.
Можно выбрать другой ход течения урока: начать с исторических сведений, рассказать о Пифагоре (можно использовать презентации учеников прошлых лет обучения), а затем перейти к доказательству теоремы. Изложение исторического материала занимает 2-3 минуты, но способствует развитию у учащихся интереса к изучаемой теме.
Возможен такой вариант: «Решим задачу: В прямоугольном треугольнике катеты равны 4см и 3см. Чему равна гипотенуза этого треугольника?» Дается время для высказывания вариантов ответов (варианты либо не отвечают на вопрос, но возможен и верный ответ, но он не является рациональным). « Для решения необходимо знать одну важную теорему. С ней мы и познакомимся сегодня на уроке. Запишите тему урока».
Подобные задачи целесообразно предлагать учащимся, так как создание такой проблемной ситуации не занимает много времени, условие задачи несложное, задача не уводит учащихся от изучаемой темы. Зато восприятие новой темы становится более осознанным, целенаправленным, что способствует более глубокому усвоению.
Нередко в ходе урока возникает необходимость перестроиться в объяснении. Удобно начинать изложение нового материала в форме беседы. В этом случае можно видеть, какие вопросы затрудняют учащихся класса, какие ассоциации возникают при введении новых понятий. Изменить схему изложения нового материала, если это необходимо, удобнее всего на начальном этапе объяснения.