Педагогические рекомендации по работе над проблемой
«Развитие творческих способностей»
Коркина Елена Григорьевна
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.» В.А. Сухомлинский.
Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.
Из опыта работы с детьми младшего школьного возраста известных педагогов очевидно, что потребность ребенка проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребенка выражается в его желании создавать что-нибудь – в рисунке, музыке, игре, труде, в настойчивом доведении дела до конца. Всех этих качеств не будет, если у ребенка не развито воображение. А развивается оно в игре. В кого только не перевоплощаются дети в коллективных играх! Все это развивает их фантазию, творческое воображение.
Поэтому каждое занятие по развитию творческих способностей детей с использованием элементов теории решения изобретательских задач – это коллективная игра, по существу творческая работа, а значит интенсивное ощущение радости жизни. Радость необходима ребенку, как кислород, она вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Творчество – высшая форма активности и самостоятельности человека.
Педагогика творчества – область педагогического знания и практики, в которой решаются основные проблемы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его.
Этапы творческого процесса:
· этап – чувство новизны, необычайного, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению, «жажда» информации;
· этап – интуиция, творческое воображение, чувство красоты, способность открывать аналогии, нестандартность мышления, смелость, эмоциональная возбудимость в творческой ситуации;
· этап – самокритичность, упорство в доведении цели до конца, способность пользоваться различными формами доказательств, обоснование результатов творчества, достаточная широта и глубина знаний, умений, опыта.
Формирование качеств творческой личности способствуют учебно-воспитательные ситуации. Выделяют 3 типа творческих ситуаций:
1) Ситуации возникновения творческого процесса;
2) Эвристические ситуации
3) Ситуации критики и воплощения.
Качества творческой личности:
1) Наличие «Большой Достойной Цели»: новой или недостигнутой
2) Наличие общих планов достижения цели, текущего планирования и контроля выполнения работы.
3) Высокая работоспособность.
4) Умение решать творческие задачи.
5) Умение «держать удары» /продолжать работу, несмотря на неудачи/.
6) Промежуточная результативность /появление определенных результатов на промежуточных стадиях работы/.
Черты творческого мышления:
- способность переноса знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях;
- способность оценить новую функцию объекта.