Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Обследование артикуляционного аппарата

Козлова Мария Игоревна,
учитель-логопед ГБОУ ДО «Живые потоки»,
структурное подразделение «Росток» г. Москва.

Прежде чем проводить обследование артикуляционного аппарата, необходимо хорошо знать его строение. Он состоит из нижней челюсти, щек, языка, губ, глотки, твердого и мягкого нёба. В артикуляционном действии принимают участие мышцы языка, губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Основную роль в звукопроизношении играют мышцы языка. В языке выделяют несколько частей: корень (фиксированная задняя часть), среднюю часть и переднюю (которая заканчивается кончиком и является наиболее подвижной), боковые края и подъязычные области. Язык участвует в образовании всех глас­ных и почти всех согласных (кроме губных) звуков.

Важную роль в звукообразовании играет подвижность губ. При этом если мышцы щек не работают, то губы теряют свою подвижность.

Соответственно, нарушение звукопроизношения может быть обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, дефектами строения зубно-челюстной системы, органическим поражением центральной нервной системы, анатомическими дефектами периферического речевого аппарата.

Рассмотрим, как проводить обследование артикуляционного аппарата.

Впервые оказавшись у специалиста, ребенок чувствует себя скованно, неуверенно. Необходимо снять это напряжение, создать положительный фон и расположить к себе ребенка: «Узнайте имя и возраст, поговорите с ним, покажите яркие картинки, «К. Д. Ушинский считал показывание картинок и рассказы по ним средством, заставляющим детей говорить.» (Шаховская С. Н стр 14.) интересные игрушки, дайте освоиться в кабинете. После того как контакт будет установлен, можно приступать к тщательному обследованию артикуляцион­ного аппарата.

Для обследования у логопеда должны быть специальные массажные зон­ды, шпатели, марлевые салфетки (ватой и бумажными платками пользовать­ся не рекомендуется, так как они прилипают к языку и вызывают неприятные ощущения), спирт, большое зеркало, индивидуальное маленькое зеркало.

Обследование можно разделить на этапы.

1.                При обследовании артикуляционного аппарата специалист фиксирует общее выражение лица: осмысленное; выразительное; с живой, активной мимикой; анемичное или наоборот.

2.                Определение состояния артикуляционного аппарата:

ü    характеристика губ: толстые, тонкие, расщелина, шрамы;

ü    характеристика зубов: мелкие, редкие, кривые, вне челюстной дуги, двойной ряд зубов и отсутствие зубов;

ü    характеристика челюсти

ü    характеристика языка: массивный (макроглоссия), маленький (микроглоссия), «географический», с укороченной подъязычной связкой;

ü    характеристика твердого неба: высокое узкое, готическое, плоское, низкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель;

характеристика мягкого неба: укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка;

ü    прикусы: прогения, прогнатия, открытый боковой, открытый передний, перекрестный;

ü     состояние уздечки: нормальная, толстая, короткая и наличие послеоперационных рубцов.

При обследовани прикуса и уздечки специалист по необходимости рекомендует консультацию ортодонта).

3.                Обследование должно выявить степени подвижности, переключаемости, гибкости, эластичности, утомляемости и точности движений мышц артику­ляционною аппарата.

Специалист предлагает выполнить действие по словесной инструкции. Например, губы в улыбке «Лягушка», вытянуть губы вперед «Трубочка», высунуть язык на нижнюю губу «Блинчик»/ на верхнюю «Парус», улыбка – трубочка, пощелкать язычком «Лошадка» и др. Если ребенок не выполняет сразу, педагог ему показывает, и он выполняет после показа.

4.                Обследование звукопроизношения.

ü    Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные, взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры).

ü    Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи.

ü    Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта.

В зависимости от выявленных нарушений в артикуляционном аппарате специалист может сделать логопедическое заключение и дать рекомендации по их исправлению.

Литература:

1.                Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. – Мн.: НМ Центр, 1994 г.

2.                Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие. Часть 1. – М.: Гном и Д,  2006 г.

3.                Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. – М.: МГПИ, 1978 г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»