Связь педагогики с другими науками
Сухарева Ольга Георгиевна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №159 «Бестужевская»
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Педагогика в буквальном переводе с греческого означает «детовождение», так как в Древней Греции педагогом называли раба, который был приставлен к ученику.
Потребность в возникновении науки, изучающей законы воспитания и образования человека, возникла по мере накопления обществом знаний и необходимости понимания методов успешной передачи социального опыта от поколения к поколению. Если психология изучает человека, его психику, то педагогика систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Как воспитать ребёнка, раскрыть его таланты, дать образование, привить социальные нормы, способствовать становлению личности? Какие изменения происходят в психике человека под воздействием обучения и воспитания? На эти вопросы призвана дать ответы педагогика для того, чтобы обеспечить возможность предвидеть и управлять образовательным процессом, понимать, как правильно развивать личность.
Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе. Этот процесс сложен и противоречив. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане — образованнее, культурнее, демократичнее, профессиональнее. Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно, сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совершеннее, достигать большего - призвана система образования в стране.
Идеи естественных наук и наук о душе, утверждал К. Д. Ушинский, должны с детства соединяться в воспитании человека. Научная теория образования и воспитания использует данные не только философии, физиологии и психологии, но и других наук, изучающих человека и человеческое общество. Таких как: медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке.
Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. При этом, используются различные направления философской мысли, в результате чего возникают разнообразные, зачастую противоречивые методики воспитания.
Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека. Основными методами образования и воспитания является практика, как средство познания и приобретения знаний.
Педагогика как научная основа воспитания и образования призвана организовывать процесс формирования и развития человека и управлять этим процессом. Без знания закономерностей физического и духовного развития человека здесь обойтись нельзя. Эти закономерности изучают физиология и психология. В свою очередь, педагогический процесс дает обильный материал для физиологов и психологов.
Психология и педагогика — науки, обращенные к практике, погруженные в гущу проблем жизни человека и общества. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика. Педагогика занимается воздействием на формирование человеческой личности, а психологию интересует главным образом развитие психики человека. Поэтому, несмотря на активное взаимодействие, каждая наука является вполне автономной и имеет свой предмет исследований.
Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс.
Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образование немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске, формирует мировоззрение человека.
Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс.
Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности.
Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.
Таким образом, педагогика - это особый взгляд на мир, педагогическое мышление - это особое мышление, которое приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика - это тот волшебный ключик, которым открывается всё в мире людей.
Список использованной литературы:
1. Брайан С. Общество и образование. - М.: Прогресс, 1989. – 200 с.
2. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. - М.: Педагогика, 1990. – 159 с.
3. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1990. – 132 с.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. В двух томах. - М.: Мир, 1992. –
© О.Г.Сухарева, 2015