Субкультура в современном мире
Туганова Дюдмила Ивановна
Наблюдая за нынешней молодежью, понимаешь, что не все так просто и радужно в современном обществе .Сегодня множество проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наше современное правительство уделяет ничтожное вниманием к молодёжным проблемам, хотя в последнее время оно возрастает. Изменить ситуацию коренным образом, нам вряд ли удастся, но в наших силах сделать так, чтобы молодому поколению было с кого брать достойный пример. Не сотвори себе кумира…»,- одна из заповедей Моисея, но ведь перенимая что-либо ребенок начинает подражать, и очень часто случается так, что это что- то не всегда хорошее. На ребенка, подростка,… да, на любого человека большое влияние оказывают СМИ.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место Сожительства. Субкультуры воздействует на формирование личности члена группы и сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние время данной теме посвящены различные исследования, наблюдения, есть и открытия, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская). История термина в 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля».
А.С. Макаренко - наш педагог –новатор, собравший возле себя тех юношей , которых можно отнести к одному из пластов субкультуры, внес свежую струю и новые идею в нашу( советскую, а сейчас и российскую) модель воспитания, которые применяются, в определенных условиях и по сей день.
Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна для молодёжи, достаточно вспомнить роман И. С. Тургенева "Отцы и дети", а он ведь был написан в 19 веке, а проблемы, которые поднимает автор, актуальны в наше время и будут значимы и после . Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себя. Особенно ярко это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается следующий аспект отчуждения молодежной субкультуры – культурное отчуждение.
Становление молодежи в социальном плане происходит под влиянием многих факторов – прежде всего- это конечно же семья, школа, трудовой коллектив, личное окружение. И очень важно, чтобы там, где вращается молодежь, был достойный пример для подражания.