Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческого воображения

Сафонова Ольга Алексеевна,
ГБДОУ детский сад №62
Кировского района Санкт-Петербурга

Кто испытал наслаждение
творчества- для того всех других
наслаждений не существует!

Антон Павлович Чехов

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей (музыкальных, художественных и т. д.). К сожалению, существующая система образовательного воздействия, как в дошкольных учреждениях, так и в средних школах, построенная на репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

Уровень культуры нашего общества крайне низок. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничиваясь общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей.

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Немов Р.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер.В настоящее время в мире существует множество подходов к исследованию воображения и процесса его развития. Чаще всего (в зарубежной психологии) воображение связывают с развитием интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк). Некоторые считают, что развитие творческого воображения является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Взаимообусловленность воображения и творчества являются предметом многих научных исследований.

Самый популярный и простой, яркий и красочный по исполнению вид художественной деятельности в детском саду – это аппликация. Техника её проста и доступна всем: вырезание и закрепление на определенном фоне различных фигур. При всей простоте, аппликация достигает высокой художественной выразительности. Отображая плоские силуэтные признаки предметов или их разноцветную структуру, допуская значительное упрощение форм, объемная аппликация сохраняет реалистическую основу самого изображения. В аппликации органически сочетаются изобразительные и декоративные возможности.

Дети легко воспринимают аппликацию, потому что в ней не встают перед ними трудности прочтения объёмного и перспективного построения изображения. Но дети способны не только воспринимать объемные аппликационные изображения, но и сами создавать их, так как техника вырезания и наклеивания им вполне посильна. Детские аппликационные работы при всей своей простоте могут достигать большего эстетического эффекта.

Художественные возможности аппликации намного шире и интереснее, чем традиционное наклеивание на плоскость деталей изображения из цветной бумаги. Объемная аппликация позволяет выйти за рамки плоскостного изображения, при её создании предусматривается крепление изображения предметов или их деталей на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Ребенок, работая в технике объемной аппликации легко может передать не только цвет, форму, но и характер, фактуру объекта изображения. Такая маленькая хитрость развивает у ребёнка чувство успешности, позволяет ему поверить в свои возможности и силы, придает уверенность в себе, задействует эмоциональную сферу ребенка.

Надо отметить, что работа в технике аппликации с детьми дошкольного возраста является предметом глубокого педагогического исследования на протяжении длительного периода. Значительный вклад в ее разработку внесли исследователи художественного творчества дошкольников: Злотников В.Г., Шацкая В.Н., Флерина Е.А., Волкова А.А., Лернер И.Я., Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Воробьева Д.И. и другие. Несмотря на то, что проблеме развития творческого воображения уделяется особое внимание в психолого-педагогических исследованиях, проблема влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения все же остается актуальной.

Аппликация - аппликация – способ создания художественных изображений, узоров путем, наклеивания на ткань, бумагу и т. д. разноцветных или одноцветных вырезанных форм, кусочков материи, бумаги и т. п. Главным признаком аппликации является плоскостная контурно-силуэтная трактовка образа.

Воображение - это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют.

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Произвольное, или активное воображение– это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх.

Способности - это индивидуальные свойства личности, которые позволяют с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Творческое воображение - создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение, заключается в самостоятельном создании новых образов. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов.

Творческие способности - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»