Как слово наше отзовется…
Тамоева Марина Николаевна
ГБОУ лицей № 384, учитель
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Д.Дидро
Литература – это искусство, которое формирует внутренний мир человека, врачует и утешает душу, бередит совесть, заставляет задумываться о смысле жизни. В ситуации тотального духовного кризиса, из которого мы только начали выходить, русская литература эффективнее иных средств способствует возрождению подлинных ценностей, духовному обновлению человека.
Литература учит самым простым и одновременно самым сложным вещам: видеть мир, ценить и понимать человека, его душу. И в этом у неё огромные возможности для формирования личного взгляда, личной позиции, неслучайно литература всегда была ведущим фактором в становлении мыслящей личности.
Трудности в преподавании литературы связаны, прежде всего, с проблемой чтения, которое не является в настоящее время ценностью для большинства взрослых и детей. Читают все меньше, благо существует множество коротких пересказов всех изучаемых в школе произведений. Литература стремительно уходит с уроков литературы. А ведь когда-то книги хранили веками, передавали из поколения в поколение, пытались найти в печати, достать всевозможными способами. Книга сопровождала человека с самого раннего детства до глубокой старости.
Литература помогала выжить в суровые годы войны, голода, разрухи. Ведь книга, действительно, - великое достояние человека, впитавшее в себя опыт и знания поколений, их мысли, чувства.
Современному поколению привычнее прочитать то или иное произведение в Интернете, довольствуясь готовыми результатами «поисковика».
Сегодня самое важное – заинтересовать, приобщить ребят к чтению, помочь им услышать слово писателя, увидеть не только «дела давно минувших дней», но и через героев, события прошлого – наше время, себя, вечные проблемы бытия.
Литература должна отзываться, отражаться в умах, сердцах и душах учеников. Надо «повернуть ребят лицом к классике». Ещё в 1915 году замечательный ученый Борис Эйхенбаум говорил, что «из 45 минут урока полчаса надо читать классику».
Не последнюю роль в смене приоритетов сыграла отмена обязательных выпускных устных экзаменов, как впрочем, и отмена обязательного письменного сочинения. Литература стала необязательным предметом, которую можно сдать по выбору в формате ЕГЭ. И все слышнее голоса тех, кто считает литературу «довеском к другим более конкретным гуманитарным дисциплинам», в первую очередь, к русскому языку.
Не приведет ли умаление значительности предмета литературы к катастрофическому сужению кругозора подрастающего поколения, их нравственной глухоте, творческой ограниченности?
Ведь русская литература обладает колоссальным образовательным и воспитательным потенциалом, который до конца ещё не востребован. Негативным образом на литературном образовании сказалось и то, что серьезное изучение русского языка подменено сейчас натаскиванием на решение тестовых заданий, которые воспитывают в ребятах одномерное мышление, а это крайне опасно в жизни и невозможно в отношении к литературе.
«Художественный текст, - по словам Ю.Лотмана, - не имеет одного решения».
Какие только новые предметы не появляются в школьной программе: основы религии, уроки патриотизма, окружающий мир…, но ведь русская литература несет обществу знания не только об этом, и помогает разобраться в себе самом, понять других.
Литература – единственный школьный предмет, способный противостоять бездуховности, разрушительному действию компьютерных игр, СМИ.
При всей важности модернизации России самые высокие технологии – это технологии духовной сферы человеческой жизни, а главная проблема образования – проблема человека, личности, способной мыслить и творить. Человечеству предстоит решать столь сложные проблемы, что без широкого слоя образованных и культурных людей ему не справиться с ними.