Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как слово наше отзовется…

 

Тамоева Марина Николаевна

 

ГБОУ лицей № 384, учитель

 

                                                        Люди перестают мыслить,

                                                                     когда перестают читать.   

                                                                                                             Д.Дидро

 

Литература – это искусство, которое формирует внутренний мир человека, врачует и утешает душу, бередит совесть, заставляет задумываться о смысле жизни. В ситуации  тотального духовного кризиса, из которого мы только начали выходить, русская литература эффективнее иных средств способствует возрождению подлинных ценностей, духовному обновлению человека.

Литература учит самым простым и одновременно самым сложным вещам: видеть мир, ценить и понимать человека, его душу.   И в  этом у неё огромные возможности  для формирования личного взгляда, личной позиции, неслучайно литература  всегда была ведущим  фактором в становлении мыслящей личности.

Трудности в преподавании литературы связаны, прежде  всего, с проблемой чтения,  которое не является в настоящее время ценностью для большинства взрослых и детей. Читают все меньше, благо существует множество коротких пересказов всех изучаемых в школе произведений. Литература стремительно уходит с уроков литературы. А ведь когда-то книги хранили веками, передавали из поколения в поколение, пытались найти в печати, достать всевозможными способами. Книга сопровождала человека с самого раннего детства до глубокой старости.

Литература помогала выжить в суровые годы войны, голода, разрухи. Ведь книга, действительно, - великое достояние человека, впитавшее в себя опыт и знания поколений, их мысли, чувства.

Современному поколению привычнее прочитать то или иное произведение в Интернете, довольствуясь готовыми результатами «поисковика».

Сегодня самое важное –  заинтересовать, приобщить ребят к чтению, помочь им услышать слово  писателя, увидеть не только «дела  давно минувших дней», но и через героев, события прошлого – наше время, себя, вечные проблемы  бытия.

Литература должна отзываться, отражаться в умах, сердцах и  душах учеников. Надо «повернуть ребят лицом к классике». Ещё в 1915 году замечательный ученый Борис Эйхенбаум говорил, что «из 45 минут урока полчаса надо читать классику».

Не последнюю роль в смене приоритетов сыграла отмена обязательных выпускных устных экзаменов, как впрочем, и отмена обязательного письменного сочинения. Литература стала необязательным предметом, которую можно сдать по выбору в формате ЕГЭ.  И все слышнее голоса тех, кто считает литературу  «довеском к другим более конкретным гуманитарным дисциплинам»,  в первую очередь, к русскому языку.

Не приведет ли умаление значительности  предмета литературы  к катастрофическому сужению кругозора подрастающего поколения, их нравственной глухоте, творческой ограниченности?

Ведь русская литература обладает  колоссальным  образовательным и воспитательным  потенциалом, который до конца ещё не востребован. Негативным образом  на литературном образовании сказалось и то, что серьезное изучение русского языка подменено сейчас натаскиванием на решение тестовых заданий, которые воспитывают в ребятах одномерное мышление, а это крайне опасно в жизни и невозможно в отношении к литературе.

«Художественный текст, - по словам Ю.Лотмана, - не имеет одного решения».

Какие только новые предметы не появляются  в  школьной программе: основы религии, уроки патриотизма,  окружающий  мир…, но ведь русская литература несет обществу знания не только об этом, и помогает разобраться в себе самом, понять других.

Литература – единственный школьный предмет, способный противостоять  бездуховности, разрушительному действию компьютерных игр, СМИ.

При всей важности модернизации России самые высокие технологии – это технологии духовной сферы  человеческой жизни, а главная  проблема образования  – проблема человека, личности, способной мыслить  и творить. Человечеству предстоит решать столь сложные проблемы, что без широкого слоя образованных и культурных людей ему не справиться с ними.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»