Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока

Ветвящийся алгоритм

Паршев Алексей Геннадьевич

Цель:Формировать представление об алгоритмической структуре «ветвление», развивать практические умения поиска, выявления и описания структуры ветвящегося алгоритма.

 

Задачи:

·         изучать базовую алгоритмическую структуру «ветвление», в полной и неполной формах;

·         развивать логическое и понятийное мышление;

·         отрабатывать навыки самостоятельной практической работы описания разветвляющейся структуры на алгоритмическом языке;

·         воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательно относиться друг к другу;

 

Ход урока:

1.     Организационный момент.

(слайд №1)Сегодня урок информатики проведу у вас – я. Меня зовут Паршев Алексей Геннадьевич, я учитель информатики ГОУ № 191 Красногвардейского района.

У вас на столе лежит раздаточный материал, который мы используем в ходе урока. Возьмем первую распечатку (показать), которая  называется «лист самооценки». Рассказать как использовать!

 

2.     Повторение пройденного материала.(Понятие и свойства алгоритма. Линейная структура алгоритм)

Вспомним, с чем вы знакомились на прошлых уроках. Предлагаю совместно ответить на следующие вопросы. (слайд №2)Указание выполнить конкретное действие, называется командой. Устройство способное выполнять определенный набор команд, называется исполнителем. Точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи – это алгоритм. Понятность — алгоритм для исполнителя должен включать только те команды, которые ему (исполнителю) доступны, которые входят в его систему команд. Конечность — при корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов. Результативность — завершение алгоритма определёнными результатами. Массовость — алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных. Оцените свою работу в карточке, отметив нужное в первой графе.

    

3.    Объяснение нового материала.

Отличие от уже знакомой линейной алгоритмической структуры. Как в ней выполняются команды? Последовательно, одна за другой. В алгоритмическую структуру «ветвление», (слайд №3)входит условие, соблюдение которого ведёт к выполнению некоторого действия. Запишем в тетрадях тему урока (она представлена на слайде) вместе разберемся, что это за структура.

Вначале несколько вредных советов от Григо́рия О́стера:

·         Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
То оставь подарок дома –
Пригодится самому…

 

·         Если вдруг дадут орехи,
Ссыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.

 

Эти четверостишья появились на нашем уроке не просто так, в них присутствует та самая структура «ветвления».  Она подразумевает наличие условия, при соблюдении которого выполняется действие. Кто попробует выделить данную структуру в этих четверостишьях? Запишем определение: «Ветвление – алгоритмическая структура, в которой исполнитель выбирает один из двух путей исполнения алгоритма с направленным выходом на общее продолжение, исходя из поставленного условия». (слайд №4) Чтобы проще было понять это определение, рассмотрим графическое представление данной структуры. (слайд №5)Рассказать о полном ветвлении. Объяснить, почему серия команд  и что выделенная точка – это выход на общее продолжение. (слайд №6)Рассказать о неполном ветвлении.Заполним следующую блок-схему. (слайд №7)

 

4.     Динамическая пауза.

Теперь  предлагаю в творческой форме  выполнить этот алгоритм.

 

5.     Объяснение нового материала (продолжение).

Вопрос. Помимо словесной и графической форм записи алгоритма, какая форма ещё существует? (Программа). Как же описать ветвление на алгоритмическом языке?  

Для этого мы используем условный оператор, который мы уже сегодня встречали, называется он – «если-то-иначе» и записывается следующим образом: (слайд №8)Для записи условий в алгоритмах используются операции отношения.(слайд №9)

Вспомним задачу, которую вы решали совсем недавно: «Даны два целых числа. Вычислить остаток от деления наибольшего числа на наименьшее», (слайд №10)и попробуем начертить для неё блок-схему, но уже не линейного алгоритма, а ветвящегося. Чертим вместе. Оцените свою работу в карточке, отметив нужное во второй графе.

 

6.     Практическая работа.

На компьютере  описать данную блок-схему на алгоритмическом языке, используя программу «Кумир»

 

7.     Итог урока.

Оцените свою работу в карточке, отметив нужное в третей графе.

Подведём итог нашего урока. Что же такое – ветвящийся алгоритм? Рассказывают дети. Рассмотрим домашнее задание.

 

8.     Домашнее задание. (слайд №11)

1. Вспомните 2-3 пословицы, которые можно записать в виде следующих блок-схем:

   

2. Опишите на алгоритмическом языке решение задачи определения чётности заданного числа.

Уточняющие вопросы по домашнему заданию.

 Пример пословиц: «Болен – лечись, а здоров – берегись», «Поспешишь – людей насмешишь».

Вспомним, что чётным называется целое число, которое делится на два без остатка (mod– определяет остаток от деления)

 

9.     Организационный конец урока.

Проверка заполнения оценочных листов.    Желаю успешного освоения информатики!  Большое спасибо за совместную работу на уроке…

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»