СПОСОБЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Одним из самых дискуссионных вопросов проблемы воображения остается вопрос о природе того отражательного опыта, который может использоваться субъектом в своих фантастических перекомбинациях.
Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.
Процесс фантазирования всегда направлен на поиски оригинальных образов и идей Анализ фантастических творений прошлого, наблюдения над процессом творчества художников, изобретателей, писателей и т. д., а также специальные эксперименты позволили к настоящему времени систематизировать те способы, посредством которых индивид может трансформировать впечатления своего опыта в новые оригинальные структуры. Эти способы таковы: схематизация, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и типизация.
Остановимся на их краткой характеристике.
1. Схематизация. Этот способ заключается в мысленном исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту.
2. Агглютинация. Этот прием заключается в объединении в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий. Мифологический кентавр – человек-лошадь – как раз является примером такой формы воображения.
Вот всего лишь некоторые:
а) включение объекта в новую ситуацию: рыцари короля Артура на велосипедах ("Янки при дворе короля Артура");
б) одухотворение неживой природы: оживающая статуя командора ("Каменный гость");
в) одухотворение животных: персонажи сказки "Терем-теремок";
г) одухотворение растений: поющая роза в сказке "Аленький
цветочек";
д) придание человеку свойств неорганической природы: бронзовая девушка в сказке "Бронзовая девушка в медной башне".
е) придание человеку свойств животных: человек-ворон в одноименной сказке и т. д. и т. п.
3. Гиперболизация. Посредством этого способа производится
парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Карлик Нос, Гулливер, Дюймовочка, Мальчик – с - пальчик, гномы и другие аналогичные творения созданы человеческой фантазией с помощью гиперболизации представлений о каких-то реальных объектах действительности.
4. Акцентирование. Подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение.Классическим примером являются шарж, карикатура.
5.Типизация. Для него характерно выделение чего-то существенного, повторяющегося в конкретном образе. Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).
Ни один человек никогда не может придумать такого образа, в котором были бы элементы, не имеющиеся в материальном мире.
В воображении, следовательно, имеет место и "отлет от действительности" и неразрывная связь с нею. В этой "двойственности" воображения проявляется его диалектическая сущность.