Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 СПОСОБЫ  ФАНТАЗИРОВАНИЯ

Одним из самых дискуссионных вопросов проблемы воображе­ния остается вопрос о природе того отражательного опыта, кото­рый может использоваться субъектом в своих фантастических пе­рекомбинациях.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.

Процесс фантазирования всегда направлен на поиски оригинальных образов и идей Анализ фантастических творений прошлого, наблюдения над процессом творчества художников, изобретателей, писателей и т. д., а также специальные эксперименты позволили к настоящему времени систематизировать те способы, посредством которых индивид может трансформировать впечатления своего опыта в новые оригинальные структуры. Эти способы таковы: схематизация, агглютинация, гиперболизация,  акцентирование и типизация.

Остановимся на их краткой характеристике.

1.    Схематизация. Этот способ заключается в мысленном исклю­чении каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту.

2.    Агглютинация. Этот прием заключается в объединении в еди­ное целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий. Мифологический кентавр – человек-лошадь – как раз является примером такой формы воображения.

Вот всего лишь некоторые:

а)      включение объекта в новую ситуацию: рыцари короля Артура на велосипедах ("Янки при дворе короля Артура");

б)      одухотворение неживой природы: оживающая статуя коман­дора ("Каменный гость");

в)       одухотворение животных: персонажи сказки "Терем-теремок";

г)       одухотворение растений: поющая роза в сказке "Аленький
цветочек";

д)      придание человеку свойств неорганической природы: бронзовая девушка в сказке "Бронзовая девушка в медной башне".

е)      придание человеку свойств животных: человек-ворон в од­ноименной сказке и т. д. и т. п.

3.      Гиперболизация. Посредством этого способа производится
парадоксальное  увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Карлик Нос, Гулливер, Дюймовочка, Мальчик – с - пальчик, гномы и другие аналогичные творения созданы человеческой фантазией с помощью гиперболизации представлений о каких-то реальных объектах действительности.

4.      Акцентирование.  Подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение.Классическим примером являются шарж, карикатура.

5.Типизация. Для него характерно выделение чего-то существенного, повторяющегося в конкретном образе. Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).

Ни один человек никогда не может придумать такого образа, в котором были бы элементы, не имеющиеся в материальном мире.

В воображении, следовательно, имеет место и "отлет от дей­ствительности" и неразрывная связь с нею. В этой "двойственнос­ти" воображения проявляется его диалектическая сущность.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»