Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Досуговая деятельность
как форма профилактики правонарушений

Селивановская Галина Александровна,
педагог ОДОД ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга

 

Основное направление работы школы – это организация учебной деятельности, однако профессионалам известно, что едва ли не более важной является воспитательная функция школы, о которой напомнил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию.

ФГОСы второго поколения, которые в скором времени нам предстоит осваивать в полной мере, предписывают организацию деятельности учащихся во второй половине дня. Традиционно этим занимаются классные руководители и организаторы внеурочной работы. Однако, рассуждая здраво, мы все понимаем, что загруженность классных руководителей не позволяет рассчитывать на то, чтобы полноценно организовывать досуг учащихся. К тому же удовлетворить интересы каждого человека в классе один учитель вряд ли способен.

В лицее № 384 Кировского района уже давно действует ОДОД (отделение дополнительного образования детей) «Гармония», включающее в себя различные клубы, секции и кружки. Музыка, вокал, хореография, театр, эстрада, футбол, волейбол, теннис, «Зарница», «Основы проектной и исследовательской деятельности», где реализуются различные проекты вплоть до выпуска общешкольного журнала «Отлично», а также осуществляется подготовка к участию в конкурсах, конференциях, выставках, литературно-музыкальных гостиных и так далее. Разнообразие выбора направления для учащихся в соответствии со своими интересами позволяет каждому найти занятие по душе.

Это особенно важно в работе с трудными подростками. Если удаётся заинтересовать их какой-либо деятельностью, большинство проблем оказываются решёнными. Тем более, когда возможна очень тесная связь классных руководителей и учителей-предметников с руководителями кружков и секций. Многие преподаватели ОДОДа понимают необходимость такого взаимодействия, в отличие от руководителей кружков вне школы.

Традиционно в отряде «зарничников» оказываются ребята, которых привлекают экстремальные ситуации, то есть те, кто относится к группе риска. И можно быть уверенным, что команда молодых, энергичных педагогов под руководством Клюйкова С.Е., большинство из которых выпускники лицея, сами прошедшие школу «Зарницы», смогут увлечь и организовать ребят в ходе подготовки к многочисленным соревнованиям, где они одерживают множество побед. Это способствует формированию самоудовлетворения и самоуважения, необходимых для таких учащихся. Однако следует заметить, что едва ли не более важным оказывается заинтересованность педагогов в учебной деятельности своих подопечных, и любое обращение учителей по поводу успеваемости или поведения этих ребят приведёт к решению проблем.

Победы в соревнованиях и конкурсах – это всегда приятно, но всё-таки не они, как нам кажется, являются главными в работе кружков и секций. Создание условий для формирования личности в процессе творческой и общественной деятельности – вот основные задачи, которые стоят перед преподавателями ОДОДа. Увлечённые своим делом, они оказываются в состоянии сплотить и организовать ребят на воплощение самых разнообразных планов.

Например, в кружке «Основы проектной деятельности» под руководством Селивановской Г.А. главным проектом является издание журнала «Отлично». Однако в ходе осуществления этого проекта по инициативе ребят возникают неожиданные идеи: устроить праздник встречи весны, создать выставку фоторепортажей, провести игру «Древние цивилизации» и так далее. Выявляются лидеры, создаётся план, который может корректироваться в ходе подготовки, но задуманное должно быть осуществлено – это обязательное условие проектной деятельности. Таким образом ребята приучаются к продуктивной работе на общую пользу.

Участники музыкальных и вокальных кружков, оркестра народных инструментов, хореографической студии, помимо выступлений на многочисленных смотрах и конкурсах, часто объединяются в концертных программах и радуют своим мастерством учителей, родителей, гостей школы. Нередко и сами руководители демонстрируют исполнительский профессионализм на таких концертах вместе со своими подопечными.

К руководству школьным театром (ШКОТ) были привлечены Пономарёва Н.В и Безобразова Л.А. (редактор и режиссёр телевизионной программы для подростков «Зебра», которая шла когда-то на 5-ом канале). Их опыт, эрудиция и умение работать с детьми создали уникальный творческий коллектив, в котором не только постигаются азы актёрского мастерства, но формируется любовь к театру как многогранному явлению культуры. Спектакли и представления создаются, как правило, в ходе предварительного обсуждения проблем, волнующих подростков, о которых они хотели бы поговорить со сверстниками театральным языком. Оригинальный сценарий, созданный профессионалами с учётом пожеланий ребят, подвергается неоднократной корректировке в ходе репетиций, а сам спектакль потом ещё долго служит предметом обсуждения в школе.

Примером того, как деятельность кружка отражается на общей атмосфере жизни, является организация игр КВН. Традиция проведения таких игр по параллелям помогает выявить артистичных, весёлых ребят, обладающих чувством юмора, они становятся участниками школьной команды КВН. Но, пройдя подготовку под руководством Капитона В.О., эти «кавээнщики» становятся опорой классных руководителей при подготовке выступлений классов не только на играх КВН, но и на традиционных праздниках и вечерах.

ОДОД, безусловно, помогает решить массу проблем, связанных с профилактикой правонарушений подростков, и формирует особую атмосферу жизни школьного содружества. Недавно выявилась парадоксальная ситуация: старшеклассники стали жаловаться на то, что ученики младших классов их не слушаются. И мы вдруг вспомнили, что уже давно не сталкивались с проявлениями «дедовщины», старшие теперь не обижают младших, но как поднять авторитет более взрослых учащихся у малышей, будем думать. Опыт проведения уроков по этикету в 5 классе силами десятиклассников у нас есть, видимо, надо его расширить.

Мы понимаем, что в каждой школе есть свой потенциал и наработан свой арсенал средств работы с подростками. В нашем физико-математическом лицее, где уже много лет существует ОДОД «Гармония» (обратите внимание на его название), накоплен опыт использования средств, которые, как нам кажется, помогают решать задачи организации досуговой деятельности учащихся достаточно плодотворно.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»