Размышления об успешности ученика
и пользе работы с портфолио
Проскурякова Ирина Васильевна
В последнее время все больше говорят об успешности учащихся. Правда, под успешностью по-прежнему понимают академическую успеваемость. На мой взгляд, понятие успешности ребенка (вообще человека) и понятие академической успешности далеко не всегда совпадают. На практике мы видим в школе формирование очень успешных детей (не всегда по предметам школьного цикла), которые не очень успешны в освоении стандарта. Мы говорим о них как о неуспешных. Всегда ли это так?
Учебные достижения и удовлетворѐнность ученика своей учебной деятельностью, как показывают многочисленные примеры из практики, все труднее свести воедино. Представьте себе ученицу гимназии, осваивающую в школе два языка, занимающуюся в музыкальной школе, интересующуюся современным искусством и ее результаты по математике (при подготовке к ЕГЭ, например). Другой пример: спортсмен, а они теперь становятся все более ранними, увлеченный своей деятельностью, участвующий в международных турнирах. Что у него с академической успеваемостью вообще? Успешен ли он?
Успеваемость традиционно фиксируется по формализованным показателям, отражающим нормы оценок, то успешность всегда предполагает рефлексивно-личностный и социально-ценностный план оценивания и самооценивания. Ученик получил награду в конкурсе, для победы в котором, проделал огромную работу, достойно выступил на презентации свой работы. Но в школе мы это учесть можем только «добрым словом» (если вообще будем об этом знать!).
Понятно, что необходима некая комплексная характеристика, отражающая учебные достижения в субъективно-личностном плане, и связанная не столько с объективными (формализованными) показателями успеваемости, сколько с представлениями самого ученика об успехе – о том, что является успехом для него и его семью, например.
Решением вопроса может быть действительно предлагаемый школе портфолио. Но опять не совсем понятно, что надо вложить в содержание этого документа, чтобы он отразил реальную картину успешности. Опыт работы с портфолио в школах тоже получает все больше и больше формализованные черты: фестиваль портфолио, конкурс портфолио – все это попытка сравнить и оценить достижения, которые на самом деле являются личностными. Как сравнить портфолио фигуриста (разрядника!) с портфолио скрипача (дипломанта конкурса!)? А конкурсы портфолио уже тиражируются и главным критерием для сравнения в них остается школьный компонент – успеваемость, участие с жизни класса.
Раньше при поступлении в вузы было такое словосочетание: при прочих равных условиях. Если бы такое, возможно, было бы сделать с помощью тех материалов, которые ученик собирает для себя, о себе во время учебы, тех материалов, которые считает для себя значимым сам выпускник, тогда и значимость сбора документов в портфолио стала бы не «принудиловкой», а реальным поводом формировать условия своего продвижения в образовательном пространстве. Тогда можно было просмотреть мотивированность учащегося, его направленность на тот или иной вид деятельности. Можно было бы судить о готовности и умения использовать свои возможности. А пока, к сожалению, успешность ограничиваются рамками формализованных оценок успеваемости.