Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Размышления  об успешности ученика
и пользе работы с портфолио

Проскурякова Ирина Васильевна

В последнее время все больше говорят об успешности учащихся. Правда, под успешностью по-прежнему понимают академическую успеваемость. На мой взгляд, понятие успешности ребенка (вообще человека) и  понятие академической успешности далеко не всегда совпадают. На практике мы видим в школе формирование очень успешных детей (не всегда по предметам школьного цикла), которые не очень успешны в освоении стандарта. Мы говорим о них как о неуспешных. Всегда ли это так?

Учебные достижения и удовлетворѐнность  ученика своей учебной деятельностью, как показывают многочисленные примеры из практики, все труднее свести воедино. Представьте себе ученицу гимназии, осваивающую в школе два языка, занимающуюся в музыкальной школе, интересующуюся современным искусством и ее результаты по математике (при подготовке к ЕГЭ, например). Другой пример: спортсмен, а они теперь становятся все более ранними, увлеченный своей деятельностью, участвующий в международных турнирах. Что у него с академической успеваемостью вообще? Успешен ли он?

Успеваемость традиционно фиксируется по формализованным показателям, отражающим нормы оценок, то успешность всегда предполагает рефлексивно-личностный и социально-ценностный план оценивания и самооценивания. Ученик получил награду в конкурсе, для победы в котором, проделал огромную работу, достойно выступил на презентации свой работы. Но в школе мы это учесть можем только «добрым словом» (если вообще будем об этом знать!).

Понятно, что необходима некая комплексная характеристика, отражающая учебные достижения в субъективно-личностном плане, и связанная не столько с объективными (формализованными) показателями успеваемости, сколько с представлениями самого ученика об успехе – о том, что является успехом для него и его семью, например.

Решением вопроса может быть действительно предлагаемый школе портфолио.  Но опять не совсем понятно, что надо вложить в содержание этого документа, чтобы он отразил  реальную картину  успешности. Опыт работы с портфолио в школах тоже получает все больше и больше формализованные  черты: фестиваль портфолио, конкурс портфолио – все это попытка сравнить и оценить достижения, которые на самом деле являются личностными. Как сравнить портфолио фигуриста (разрядника!) с портфолио скрипача (дипломанта конкурса!)? А конкурсы портфолио уже тиражируются и главным критерием для сравнения в них остается школьный компонент – успеваемость, участие с жизни класса.

Раньше при поступлении в вузы было такое словосочетание: при прочих равных условиях. Если бы такое, возможно, было бы сделать с помощью тех материалов, которые ученик собирает для себя, о себе во время учебы, тех материалов, которые считает для себя значимым сам выпускник, тогда и значимость сбора документов в портфолио стала бы не «принудиловкой», а реальным поводом формировать условия своего продвижения в образовательном пространстве.  Тогда можно было просмотреть мотивированность учащегося, его направленность на тот или иной вид деятельности. Можно было бы судить о готовности и умения использовать свои возможности. А пока, к сожалению, успешность  ограничиваются рамками формализованных оценок успеваемости.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»