Экологическая грамотность школьников
как необходимость современного образования
Кузьмина С.А., Лубенникова С.А., Попова Л.А.,
ГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Главные противоречия современного мирового развития, по мнению многих ученых, заключаются в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации многих государств и быстро истощающимися возможностями Земли. Эволюция взаимоотношений людей и с окружающей средой постепенно привела человечество к кризису, как результату развития таких отношений на протяжении многих эпох. Глобальный экологический кризис – это отражение глубинного кризиса культуры, который охватил всю сферу взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Таким образом, возникла экологическая опасность – состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу, государству, мировому сообществу в целом и окружающей природной среде возникшее в результате антропогенных и природных воздействий на неё [1].
В России эти проблемы были усугублены переживаемой общественной трансформацией, тяжелыми последствиями социально-экономических и политических реформ для основной массы населения.
Таким образом, мир и Россия встали перед выбором стратегии своего развития в современную эпоху. Учеными предлагаются разные стратегии развития, призванные комплексно решать проблему социально-экологического кризиса.
Как известно, после принятия в качестве программы ООН на ХХIвек на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро получила широкое распространение концепция устойчивого развития – стратегия улучшения качества жизни людей в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем. Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. в «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» были определены основные направления этого перехода. Сегодня необходимо не защищаться от экологической угрозы, а предотвращать ее. По мнению многих философов и ученых, для реализации новой стратегии в этом направлении требуется изменить сознание населения, а основным механизмом его реализации выступает образование, благодаря которому нужно и можно быстро сформировать у современных жителей планеты новые человеческие качества, поскольку от внутреннего мира каждого отдельного человека зависят взаимоотношения человеческого общества и природы. Образование и устойчивое развитие – два процесса, имеющие непосредственное отношение друг к другу, и экологическое образование является условием устойчивого развития общества. Главной целью образования должно стать воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей. Мы согласны с мнением С. Н. Глазачева, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева в том, что только то общество, которое состоит из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво [4,5].
По мнению академика Б. С. Гершунского, в цепочке восхождения человека к более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным достижениям в ХХIвеке на первом месте стоит грамотность (грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет) [2].
В качестве структурных компонентов экологической культуры Н. Ф. Винокурова, Э. В. Гирусов, С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин называют экологическую образованность, экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, систему ценностей, культуру чувств, культуру экологически оправданного поведения, природоохранную деятельность.
На основании вышесказанного мы делаем вывод, что неотъемлемым компонентом экологической культуры личности является экологическая образованность личности, а экологическая грамотность – ее основой, формирование которых происходит в процессе экологического образования.
По определению академика РАО И. Д. Зверева, экологическое образование – «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [6]. Поэтому экологическое образование можно считать уникальным средством сохранения и развития человека и развития человеческой цивилизации.
Экологическое образование в настоящее время имеет приоритетное направление в деятельности всех образовательных учреждений как сфера непрерывного образования, где осуществляется воспитание экологической культуры личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем.
Анализ исследований по данному вопросу показал, что экологизация образования изменяет характер развития процесса взаимодействия природы и общества путем его гармонизации. Сфера образования, по мнению Б. С. Гершунского, должна «формировать целостную картину материального и духовного мира, передавать ценности духовные, культурные, нравственные в их национальном и общечеловеческом понимании» [3].
Исходя из вышесказанного, экологизацию образования необходимо рассматривать как системообразующий компонент всего образовательного процесса, определяющий его цели и задачи, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего.
Литература
1. Безопасность России [Текст]// Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. –М, 1999. –704 с.
2 Гершунский, Б. С. Менталитет и образование [Текст]/ Б. С. Гершунский. –М. : Ин-т практической психологии, 1996. –144 с.
3 Гершунский, Б. Д. Философско-методологические образования стратегии образования в России [Текст]/ Б. Д. Гершунский. – М.: Просвещение, 1993. –513 с.
4 Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии [Текст]/ С. Н. Глазачев. –М., 1999.–С. 138.
5 Мамедов, Н. М. Основания экологического образования [Текст]/ Н. М. Мамедов. –Экологическое образование, 2001. –№ 3.–С. 4–8.
6 3верев, В. Л. Эколого-воспитательное значение отечественного культурного наследия в педагогическом институте [Текст]/ В. Л. Зверев // Международная конференция по экологическому образованию детей.- Москва, 9-15 апреля 1995 г.: Тезисы докладов. –Обнинск, 1995. –С. 53-54.