Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психо-коррекционное занятие
по телесно ориентированной психотерапии

Путешествие в мир своего Тела

Место проведения: учебно-игровой класс ЦППРиК

Педагог-психолог        Игнатенко И.В.

Воспитатель                 Аванесов С.М.

Время занятия: 40 минут.

Цель: знакомство с технологией телесно ориентированной психотерапии.

Задачи:

Воспитательные:

·        Формирование мотивации к физическому и психическому здоровью.

·        Осознание причинно следственных связей эмоционального состояния и мышечного напряжения.

Образовательные

·        Приобретение минимальных знаний по теории телесно ориентированной терапии.

Развивающие

·        Приобретение навыков по снятию телесных зажимов.

·        Приобретение навыков командного взаимодействия.

Основные формы и методы занятия:

В занятии присутствуют диагностические методы, методы определения и коррекции мышечных зажимов, метод обратной связи.

Форма работы — групповая работа с элементами психокоррекционного тренинга.

Технические средства обучения:

Проектор, компьютер, механические весы

Методический материал: авторская презентация.

 

Методические рекомендации к проведению занятия:

Работа психолога в ЦППРиК синхронизирована и сопряжена с работой медицинской, наркологической и воспитательной работой в рамках реабилитации девиантных подростков. В связи с этим, довольно часто групповые психологические занятия проходят при непосредственном включении в них воспитателей Центра и несут в себе элементы воспитательных мероприятий. Мероприятия, проводимые как психологом, так и воспитателями  направлены на развитие у воспитанников навыков вербальной и невербальной коммуникации, формирование установок к здоровому образу жизни, навыков самоконтроля, умения сказать «Нет», навыков поведения в конфликтной ситуации, избегания конфликтов.

Но прежде всего, для корректного, успешного и, самое главное, устойчивого формирования навыков эффективной личности, необходима серьезная и всесторонняя работа с психологическим состоянием подростка, с его комплексами, внутренними страхами и барьерами. Поэтому, при групповых занятиях связанных с подобной терапией необходимо воздействие и психолога и воспитателя, совместно проводящих занятия.

Технологии телесно-ориентированной терапии, разработанные Вильгельмом Райхом в начале 20-го века позволяют проводить терапию с подростками в игровой, максимально комфортной форме для них.

         Ход занятия

Теоретическая часть.

Психолог: Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела.

На сегодняшний день телесно-ориентированная психотерапия завоевала очень широкую популярность среди психотерапевтов и психологов, так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова.

Воспитатель: Этот уникальный психотерапевтический метод позволяет:

  • получить помощь при различных функциональных заболеваниях органов и систем организма;
  • восстановить гармонию души и тела;
  • избавиться от дискомфорта и эмоционального напряжения;
  • улучшить настроение; активизировать энергетические ресурсы организма;
  • научиться открыто выражать свои чувства и эмоции;
  • осознать личностные проблемы и найти пути их решения.
  • провести глубокий диалог с собой
  • приобрести мощный инструмент влияния на свое самочувствие
  • избавиться от телесных блоков и зажимов
  • раскрепостить, освободить, понять и полюбить свое тело таким, какое оно есть
  • увидеть психосоматические источники своих недомоганий и узнать способы работы с ними
  • овладеть приемами саморегуляции, релаксации

Психолог: Самым известным психологом-представителем телесно-ориентированной психотерапии является Вильгельм Райх.

 

В. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции.

Мышечное напряжение связано с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми индивидуумами в процессе их развития.

Райх выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.

Телесная терапия использует два основных метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод – двигательные упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй – прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств. И тот, и другой подход можно использовать, чтобы вызвать психическую осознанность внутренних конфликтов. Каким бы образом ни изменялось состояние тела, одновременно происходят и психологические изменения, хотя они могут быть бессознательными.

По Райху, оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Райх указывает, что не случайно в нашей западной культуре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направлении потока энергии по телу, отрицательное же движение головы из стороны в сторону - это пересекающее поток движение образования панциря, защиты.

Воспитатель: Особенность нашего сознания (памяти) – блокировать травмы, вычеркивать из нашей головы все негативное, что с нами произошло. На протяжении жизни человек учиться подавлять свои чувства эмоции, и они застывают в теле, в виде блоков и зажимов, все наши чувства, переживания, события, произошедшие с нами с самого нашего появления на свет. Держать взаперти отрицательные переживания, пытаться их подавить, “позабыть” – вредное занятие чреватое хронически плохим настроением, неуспешностью, неуверенностью в себе, упадком сил или психосоматичнскими заболеваниями. Предположим, мы чего-то часто боимся, и не рассказываем о своем страхе, дыхание задерживается, живот втягивается в себя и напрягается, поднимаются плечи – такое длительное состояние вызывает плохое кровоснабжение брюшной полости, в результате гастрит и искривление позвоночника. Мышечные зажимы и блоки могут проявляться в виде болевого синдрома, вегетативных проявлений: учащенного сердцебиения, аритмии, дрожи, потливости, одышки, похолодания конечностей. Например, пытаясь сдержать рыдания или крик – мы получаем ощущение удушья, кома в горле. В дополнение формируется “характерологический панцирь” с определенным стереотипом поведения. Наше тело отражает наши переживания и характер.

Психолог: Работа с телом направлена не только на решение психологических проблем, но и на общее оздоровление организма.

Упражнения проводятся совместно психологом и воспитателем. Поочерёдно один является ведущим, другой – выполняет упражнение одновременно с воспитанниками, являясь включённым наблюдателем, и отслеживая правильность и результативность выполнения упражнения.

Практическая часть.

1. Упражнение «Весы»

Это простое и очень эффективное упражнение имеет две цели. Первая цель: диагностика вкупе с демонстрацией недоверчивым нам — проблемы с телом у человека есть! Блоки и зажимы, мышечный панцирь — никуда не делись. Все — тут.

Вторая цель упражнения: лечебная, коррекционная, терапевтическая.

Если мы преследуем первую цель, то это упражнение выполняется как тест — всего один раз.

Если мы преследуем цель — откорректировать состояние — упражнение выполняется много раз, до тех пор, пока не наступит улучшение. А оно наступит — не сомневайтесь.

Для того, чтобы выполнять это упражнение потребуются два предмета:
1. Стул обыкновенный.

2. Весы напольные.

Важное предупреждение! Весы должны быть МЕХАНИЧЕСКИМИ, а не электронными.

Порядок выполнения упражнения.

Первое.
Взвесьтесь на весах и узнайте свой вес.

Второе.
Сядьте теперь на стул таким образом.

1.     прямо,

2.     на край стула,

3.     ногами на весы,

4. ногами, согнутыми под прямым углом,

5. разумеется, без обуви.

Третье.
Посмотрите, сколько весят одни Ваши ноги. Их вес в среднем всегда равен от 10 до 20 процентов от общего веса тела. Если больше — Вы сидите неправильно.
Четвёртое.
Без помощи рук, медленно, встаём со стула на весы (Вы помните — наши ноги с самого начала стоят на весах).

Следим за показаниями весов. (Или просим сделать это приятеля)

Что обычно происходит?

В момент вставания обычного человека стрелка прыгает.

Это — показатель того, что наше тело одето в жуткий мышечный панцирь. При нормальном распределении энергии по телу, такого происходить не должно.
Факты
Обычно стрелка прыгает так, что этот вес превышает Ваш реальный вес всего на 15-20 кг.

Но тревогу нужно бить тогда, когда вес при вставании превышает реальный на 30-40 килограммов! Бывает и такое, и бывает — часто.

2. Упражнение «Расслабление лица»

Цель: Устранение мышечных зажимов в области рта

Снять мышечное напряжение можно путем имитации плача, движений губами, кусания, гримасничания и массажем мышц  лица.

3. Упражнение «Магический круг»

         Цель: командное взаимодействие, настройка на работу.   

Разбейтесь на команды по 4-5 человек. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Представьте, что вы индейцы, которые ждут восхода солнца. У этих индейцев есть обычай дышать в едином ритме. Делая это, они ощущают свою связь друг с другом и с природой. Поэтому вам тоже надо найти единый ритм дыхания. Кроме того, у индейцев есть еще один секрет – когда они образуют круг, берутся за руки и начинают дышать, они ощущают, как через их тела, через руки от одного к другому перетекает поток энергии.

         А когда солнце покажется над горизонтом, индейцы молча поднимают руки вверх, все племя становится как один человек. Но прежде чем поднять руки, индейцы хором говорят одну магическую фразу: «Это легко!»

         Теперь вы знаете, что делают индейцы по утрам. Приготовьтесь. Солнце встает.

4. Упражнение «Напряжение и расслабление рук».

Цель: снятие мышечных зажимов в области плеч и рук.

 Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли.

Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

5. Упражнение «Разрядка гнева и агрессии»

Цель: закрепление полученных результатов по снятию зажимов с плеч.

Составьте список ситуаций и людей (включая себя самого), которые вызывают или вызывали гнев. Выберите объект агрессии, сядьте на стул с наклоном вперед, положите руки на колени и закройте глаза. Похлопывайте себя по коленям руками, и когда это станет полуавтоматическим действием, начните издавать рычащий или утробный звук. Позвольте звукам становиться все громче, а похлопываниям все тверже, пока не выплеснется вся накопившаяся ярость. Можно притоптывать ногами, выкрикивать бранные слова и проклятья. Это упражнение полезно не только для сбрасывания избыточного напряжения, но и при спазмах мышц, тиках, подергиваниях конечностей во время сна, общего двигательного беспокойства.

6. Упражнение «Поза льва»

Цель: снятие мышечных зажимов в верхней половине тела (первые 4 области).

Сидя на пятках, вдохнуть и задержать дыхание насколько возможно, но не более 1 мин.

Открыв рот, максимально высовываем язык и тянем его вниз. Широко открываем глаза, взгляд прямо перед собой или к переносице.

Пальцы расставлены в стороны и напряжены. Кисти рук упираются в колени. Наклоняем голову, одновременно прогибая спину в верхней грудной области. Плечи отведены назад.

Все мышцы тела напряжены. Основное внимание на язык и шею.

С выдохом полностью расслабить тело, удерживая спину ровно, но без напряжения.

 

Заключительная часть.

7. Упражнение «Омоложение».

         Цель: завершение работы.

Участники изображают 80-летних стариков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя. 10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений. Обсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.

 

Воспитатель.

Рефлексия:

1.     Что нового вы узнали на занятии?

2.     Какое упражнение вам понравилось больше всего?

3.      Что вы сейчас чувствуете?

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»