Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Средства лечебной физкультуры

Креминская Мария Михайловна,
учитель физической культуры

школы №502 Санкт-Петербурга

Физические упражнения являются основным  лечебным средством реабилитации обучающихся в специальной (коррекционной) школе. По лечебному воздействию все физические упражнения делятся на  общеразвивающие,  лечебно-спортивные и специальные. Лечебные действия физических упражнений  многообразно и проявляются комплексно. Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующего влияния, трофического действия, формирование компенсации и нормализации функции.

Механизм тонизирующего влияния: применение специальных и общеразвивающих упражнений способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, усиливаются функции внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные  реакции организма; повышается психоэмоциональное  состояние ребёнка, улучшается его настроение, что усиливает действие  физических упражнений; таким образом, оказывает общетонизирующее  действие на весь организм ребёнка в целом и на определённые органы и системы в частности.

Механизм трофического действия: под влиянием многих сопутствующих заболеваний  ухудшается обмен веществ, кровообращение, дыхание; физические упражнения в данном случае активизируют обменные процессы, ускоряют процессы регенерации, задерживают атрофию мышц и  тугоподвижности в суставах, улучшают кровообращение.

Механизм формирования компенсаций:  данный механизм проявляется в развитии временных  или постоянных замещений нарушенных функций. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность позвоночника, диафрагмы, рёбер и, как следствие закрепляется навык правильной осанки.  

Механизм нормализации функций: при нарушении осанки  и плоскостопия страдают рессорные функции позвоночника и функции внутренних органов. Правильно подобранные  и точно дозированные физические упражнения позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательного аппарата.

Устранение дефектов опорно-двигательного аппарата требует длительного времени и постоянного контроля.  Физические упражнения  при плоскостопии, как общеразвивающие, так и специальные, необходимо проводить в разгрузочном исходном положении (устраняющим статическую нагрузку) - лёжа, сидя, особенно в начале курса ЛФК. По мере укрепления мышечно-связочного аппарата голени и стопы в основной части урока вводятся упражнения, в исходном положении стоя, в ходьбе.

Общеразвивающие и лечебно-спортивные  упражнения  оказывают лечебное действие на всех занимающихся независимо от имеющейся у них патологии.

Наиболее широко  с лечебной целью используются гимнастические упражнения. Они характеризуются искусственным сочетанием движений, выполняемых из определённых исходных положений, с точно предусмотренными направлениями, амплитудой, скоростью движения, а также не требующие специально оборудованных мест занятий.  Широта их использования обусловлена рядом особенностей.

Во-первых, они просты и доступны независимо от возраста и физической подготовленности.

 Вторая особенность состоит в возможности их локального воздействия на определённые суставы или мышечные группы.

Третья особенность заключается в возможности строгого дозирования нагрузки, что делает их незаменимыми при лечении многих заболеваний.

Специальные упражнения направлены  на решение специальных задач при различных заболеваниях.

Для проведения групповых занятий лечебной гимнастики может быть использован спортивный зал или другое специально приспособленное хорошо проветриваемое  и светлое помещение. Пол в зале лечебной физкультуры должен быть с ковровым покрытием, одна из стен желательно покрыта зеркалами от 1.5 до 2 м. Оснащение стандартное: гимнастическая стенка и гимнастическая скамейка, гимнастические маты,  коврики.

С учётом функциональных возможностей учащихся с ограниченными  возможностями здоровья  можно выделить следующие основные средства ЛФК:.

1. Ходьба, бег, подскоки, прыжки, метания в лечебных целях.

2. Общеразвивающие упражнения: без предметов, с предметами

3. (мячи различного диаметра, гимнастические палки, обручи,  мешочки с песком, набивные мячи различного веса от 0,5 кг до 3 кг.), упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, ребристая доска, тренажеры, гимнастическая стенка, лазание с лечебной целью по гимнастической стенке, скамейке, скакалка ,фитболы).

4. Упражнения для формирования навыков правильной осанки. Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата.

              Упражнения для укрепления и развития мышц спины, живота,

     плечевого пояса, нижних конечностей.            

5. Дыхательные упражнения.

6. Упражнения для укрепления свода стопы.

7. Упражнения на развитие равновесия, координации движений, (лазание, перелезание, ходьба по линии, по гимнастической скамейке с различными положениями рук, с предметами и без них).

8. Упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц).

9. Малоподвижные игры, подвижные игры, игры с элементами спортивных игр и различные эстафеты.

10. Лечебно-бытовые упражнения направлены на обучение

элементам самообслуживания, необходимым в быту.

11.  Упражнения с коррекционной и профилактической целью.

Принципы занятий ЛФК детей с ограниченными возможностями здоровья       

         При применении  ЛФК у детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом специфических особенностей их психического и физического развития, необходимо соблюдать общепринятые дидактические принципы:

 

1.     Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта  и вторичных отклонений в развитии;

2.     Систематичность воздействия с обеспечением определённого подбора упражнений  с учётом состояния здоровья,  возможности  и последовательности их применения;

3.     Регулярность занятий физическими упражнениями, что обеспечивает развитие  и восстановление функциональных возможностей организма;

4.     Постепенное нарастание физической нагрузки периода обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида;

5.     Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений;

6.     Умеренность  воздействия физических упражнений; используется умеренная, но более продолжительная  или дробная физическая нагрузка,  учитывающая ограничения  при некоторых заболеваниях, быструю утомляемость и возрастные особенности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

7.     Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление;

8.     Всестороннее воздействие на организм учащихся с целью совершенствования механизмов регуляции  и адаптации к физическим нагрузкам;

9.     Применение принципа  дифференцированного подхода в процессе  обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация занятий ЛФК в специальной (коррекционной) школе VIII вида

           В группы для занятий ЛФК, как правило, включают детей с различными заболеваниями.  прошедших медицинский осмотр и проверку исходного уровня физической подготовленности.

В группы занятий ЛФК зачисляют детей по рекомендации врачей-специалистов: хирурга, ортопеда.

          За детьми, занимающимися в группах ЛФК, устанавливается строгий врачебно-педагогический контроль. Рекомендуется педагогу, проводящему занятия ЛФК 2 раза в год осуществлять контроль динамики развития физической подготовленности учащихся (смотри приложение 4). Регулирование физической нагрузки осуществляется с учетом самочувствия детей, а также проявления внешних признаков утомления (смотри  приложение 2 и 3.)

Схема урока по лечебной физкультуре

Основной формой занятий по лечебной физкультуре в специальной (коррекционной) школе VIII вида; является урок. Содержание урока лечебной физкультуры, так же как и урока физической культуры, определяется целями и задачами программного материала.

Степень усвоения умений и навыков не оценивается по пятибалльной системе, как это принято на общеобразовательном уроке, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития учащегося. Учитель строго прослеживает динамику развития физических качеств, которые корректируются  и совершенствуются в процессе обучения.

Урок по лечебной физкультуре состоит из трёх частей: подготовительная, основная и заключительная. Подготовительная часть урока представляет собой постепенную подготовку организма к предстоящей физиологической нагрузке. В этой части урока предусматриваются следующие задачи:

1)    организация группы, мобилизация   внимания;

2)     создание эмоционального настроения на занятии;

3)    подготовить организм учащегося к выполнению последующих упражнений  и сохранению правильной осанки.

В этой части урока используются методы разностороннего влияния на организм, упражнения, способствующие повышению обменных процессов:

1)    ходьба обычная и усложнённая (с изменением направлений,  с остановками, с      изменением положения рук);

1)    бег с изменением темпа;

2)    упражнения без предметов и  с предметами;

 В основной части урока предусматривается изменение величины физиологической нагрузки на организм.

В этой части урока решаются основные задачи ЛФК:

1)    освоение  основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой;

2)    добиться воздействия намеченных по плану исправлений имеющихся дефектов специальными упражнениями;

3)    привить навыки правильной осанки;

4)    закрепить полученные навыки;

5)    ликвидация недостатков физического развития  с учетом индивидуального и дифференцированного подхода;

6)    улучшение координации движений;

7)    укрепление мышечного корсета;

8)    развитие общей и мелкой моторики;

9)    нормализация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

          10) профилактика и лечение ожирения;

          11) развитие и коррекция внимания.

Физические упражнения выполняются  во время ходьбы, лёжа, сидя, стоя, лазание, перелезании, равновесие, упражнения на гимнастической стенке и у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке и на ней. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью:

 

1)    для профилактики, коррекции  и лечения нарушения осанки;

2)    для укрепления мышц живота и спины;

3)    для профилактики и предупреждения  плоскостопия;

4)    для улучшения дыхательной функции;

5)    )для развития мелкой и общей моторики;

6)    для нормализации подвижности позвоночника;

7)    для развития вестибулярного аппарата;

8)    для коррекции и развития координации  и ловкости движения;

9)    для  развития и  коррекции внимания;

  10) для профилактики, коррекции ожирения;

  11) для развития навыка расслабления мышц.

 

   В заключительной части предусматривается решение следующих задач:

1)    снижение физиологической нагрузки;

2)    нормализация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

3)    снятие утомления;

4)    закрепление сформированных в основной части урока навыков;

5)    переход к дальнейшему  включению учащихся в режим дня.

Урок должен быть эмоционально насыщен. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Необходимо менять тембр звука: громко, тихо, мягко, строго, учитывая психическое состояние учащихся, их быструю утомляемость, специфические особенности развития детей с ограниченными  возможностями здоровья. Используются адаптированные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, отвлекающие упражнения для борьбы с навязчивыми движениями. Умышленно создаются ситуации успеха.

Таким образом, разнонаправленные  физические упражнения способствуют физическому, умственному и моральному развитию личности школьника. Следовательно, специально-направленные упражнения типа «Коррегирующей гимнастики»  способны не только предупредить какие-либо отклонения в морфологическом статусе ребёнка, но и могут устранить уже имеющиеся (лордоз, плоскостопие, неуравновешенность, ассиметрию развития туловища и т.д.) недостатки, что подтверждает практика и экспериментальные исследования.

 В работе с детьми,   с ограниченными возможностями здоровья обязательно должна  учитываться последовательность нарастания нагрузки.

Чтобы избежать утомления, учителю необходимо знать следующие основные данные о физическом и психическом развитии учащихся, степень их подготовленности:

1)    результаты медицинского обследования;

2)    общее состояние организма ребёнка, перенесённые

              инфекционные и другие заболевания;

3)    состояние опорно-двигательного аппарата;

4)    наличие сопутствующих заболеваний;

5)    состояние нервной системы (наличие у ребёнка эпилептического

синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально - волевой сферы и т.п.)

Основные требования к знаниям, умениям и навыком учащихся занимающихся ЛФК

Учащиеся должны знать:

1.     Санитарно-гигиенические требования к занятиям ЛФК

2.     Правила техники безопасности на уроке ЛФК.

3.     Название спортивного инвентаря, оборудования,  специальную терминологию, которые используются в процессе лечебной физкультуры.

4.     Практический материал, пройденный  на уроках лечебной физкультуры.

5.     Комплексы упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях.

 

Учащиеся должны уметь:

 

1.        Строиться, выполнять команды по показу  и словесной инструкции учителя.

2.        Ходить и бегать в колонне по одному

3.        Выполнять задания по показу и словесной инструкции учителя, правильно принимать исходные положения для выполнения  заданий.

4.        Самостоятельно проводить разминку.

5.        Самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений

в домашних условиях согласно рекомендациям учителя и с учетом состояния здоровья.

6.        Сохранять систематически навык правильной осанки.

7.        Сохранять систематически навык  правильной ходьбы.

8.        Сохранять систематически навык  правильного дыхания

 

 

Методические рекомендации

 

В проведении занятий по лечебной физкультуре наиболее важным является для учителя знание результатов медицинского обследования и медико-психологической характеристики  учащихся,  отражающих индивидуальность каждого из них, зачисленных в группу лечебной физкультуры (приложение№1) .

 Учитывая специфические особенности  развития и имеющиеся физические нарушения детей рассматриваемой категории:

1. Изучать учащихся следует в процессе проведения занятий по лечебной физкультуре, провести тестирование в начале года (сентябрь) и конец года (апрель) приложение №. 4

2. Обязательным условием организации уроков по лечебной физкультуре является индивидуальный и дифференцированный подход к регулированию физической нагрузки и оценки потенциальной, личностной и функциональной возможности ребенка при усвоения программного материала.

3. В процессе занятий необходимо осуществлять  педагогический

контроль за самочувствием занимающихся. В этом случае можно пользоваться рекомендациями рядов авторов (приложение№2,№3), где представлена характеристика проявления внешних признаков утомления.

4. Занятия по лечебной физкультуре должны быть эмоционально и эстетически насыщенными.

5.  В процессе занятий необходимо, чтобы дети забыли о своих недугах. Почувствовали себя здоровыми, а занятия физическими упражнениями доставляли им радость, бодрость, эстетическое наслаждение.

 

Практическая деятельность учителя требует знания:

1.       1.основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры.

2. сопутствующие заболевания и вторичные отклонения.

3. медицинские показания и противопоказания к тем или иным  видам физических упражнений.

4. необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста.

5. основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода.

Эти сведения необходимы учителю, чтобы:

                       1.Не навредить.

           2.Выявить потенциальные личностные  и функциональные  возможности ребенка

            3.Определить оптимальный путь коррекции развития занимающихся.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»