Вебквест, как одна из форм проектной деятельности, способствующая повышению результативности и оптимизации обратной связи при обучении английскому языку
Лямцева Антонина Андреевна,
учитель английского языка СПб ГБОУ средней школы №53
Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности обучаемых, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. XXI век требует новых подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие студента к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой студенты являются вовлеченными учащимися, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.
Преподавателями иностранного языка уже накоплен определенный опыт использования ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы студентов. Прежде всего – это использование Интернета при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа. Исследовательская методика с трудом “вписывается” во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Такой способ интеграции Интернета в обучение иностранному языку называется веб-квест.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест является наиболее сложным как для студентов, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Студенту дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему,используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются студентам преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста студенты либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческиеработы в электронной, печатной или устной форме.
Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях, в целях повышения мотивации студентов при изучении той или иной темы, приобщения их к современным технологиям,максимального использования возможностей Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. По сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Задания на пересказ (retelling tasks) являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать веб-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при условии, что:
· формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;
· учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию;
· учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.
Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная компиляция может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта. Например, это может быть кулинарная книга, составленная из рецептов, собранных в Интернете, открытки для туристов и так далее.
Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета. Напротив, необходимо придумать загадку, решение которой требует:
· усвоения информация из множества источников;
· составления информации в единое целое посредством выводов и обобщений из разных источников информации;
· исключения сложных следов, которые могут вначале показаться правильными ответами на вопросы, но при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются.
В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра.
Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и так далее.
Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению студентов.
Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus building tasks) предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.
Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде, письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и так далее.
Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью лучшее понимание студентами себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов. Такие проекты встречаются редко, но примеры все же существуют, например, веб-квест "What will I be when I graduatefromtheuniversity?", направленный на изучение студентами ресурсов Интернет, связанных с будущей карьерой.
Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия.
Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе.
Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знакомства и приобщения студентов к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.
По мнению Е.С. Полат, веб-квест должен иметь следующую структуру:
· вступление (формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста);
· центральное задание (задание, вопросы, на которые студенты должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования, какой итоговый результат должен быть достигнут);
· список информационных ресурсов (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет);
· описание основных этапов работы; руководство к действиям (разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационныхресурсов и пр.);
· заключение (итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы и пр.).
Следует помнить о том, что использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении языку требует от студентов соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграции веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест:
· является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы;
· сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.
Сегодняшние цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.
Web-технологии WEB 2.0 второго поколения стали катализатором революционных изменений в способах взаимодействия людей с Сетью. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей» трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети.
Сервис Web 2.0 — это особая организация представления данных:
· объектно-ориентированный интерфейс
· управляемая выборка и вывод данных на странице по многим параметрам, выбираемым пользователем
· размещение большого количества информации на одной странице
· перезагрузка только той части страницы, которая изменяется
· вывод разнотипной информации в одном окне
Технологии Web 2.0 основаны на интерактивности, понимаемой как обмен информацией между пользователями, между пользователем и поставщиком услуги, между самими поставщиками услуг. Это приводит к взаимному использованию ресурсов или распределённой системе ресурсов.
В своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Социальные сервисы Web 2.0 ставят в центр учебного процесса взаимодействие студентов между собой и преподавателями на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, вики, общих закладок, подкастов, социальных сетей и виртуальных миров. Сегодня в интернет вместо чтения масштабных документов ученики все чаще предпочитают иметь дело с небольшими объектами информации в самых разных форматах и из самых разных источников: читают посты в блогах, смотрят видеозаписи на YouTube, размещают фотографии на Flickr, слушают подкасты, обмениваются мнениями на форумах, создают собственные социальные сети типа MySpace. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.
В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных целях, дополняя их собственными постами, статьями на вики-ресурсах, аудио- и видеозаписями. Новая среда позволяет формировать знания совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным тематикам. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки — повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.
Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний ученик получает в процессе так называемого неформального обучения — общения с ровесниками, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам.
Оптимизировать учебный процесс опять же позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Первым шагом может стать создание небольших по размеру учебных объектов — модулей, на изучение которых будет тратиться от одной до пяти минут вместо часа-полутора. За эти несколько минут должен быть предоставлен хорошо организованный учебный контент, сфокусированный на одной концепции или проблеме, проиллюстрированный примерами, визуальными данными и анимацией. Из таких модулей может формироваться полная учебная программа, но ее составные компоненты должны быть доступны автономно и в результате контекстного поиска, так чтобы студенты в любой момент могли обратиться к нужному контенту и из небольших блоков сформировать учебный трек, отвечающий их задачам.
Блоги можно использовать как средство общения студентов по поводу расписания, тем контрольных работ и домашних заданий, поддержки различных студенческих инициатив, их можно найти на многих вузовских сайтах. Более глубокие учебные цели преследуют блоги, которые преподаватели ведут для дополнительного обсуждения тем курса, стимулирующего студентов на самостоятельный анализ полученной информации. В таких блогах преподаватели могут формулировать вопросы и задания для студентов, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме. Для самих студентов блог на тему своей научной работы может стать способом привлечения сокурсников и преподавателей к комментированию, критике и коррекции по ходу ее подготовки. В любом случае блог может стать хорошим дополнением к основному курсу как способ привлечения студентов и преподавателей к обсуждению сложных вопросов, включению в материал внешних источников информации и просто как средство организации процесса изучения курса.
Вики-страницы, которые в асинхронном режиме пополняются информацией от группы людей, могут использоваться в качестве средства накопления знаний по определенной теме в процессе коллективной работы над ней. В дальнейшем они могут быть учтены в новой модификации курса или сами составят самостоятельный учебный контент. Вики — хороший инструмент для совместной работы над учебными проектами или, опять же, группового обсуждения вопросов курса с возможностью давать ссылки на дополнительные материалы.
Блог, вики, дополнительные ссылки, подписка на подкасты и сервисы закладок общего пользования со ссылками на важные ресурсы формируют все необходимое информационное наполнение, причем это делается с точки зрения интересов самого студента. Также с помощью этих инструментов у студентов появляется возможность формировать персональные портфолио достижений в учебе и исследованиях, представляя их в электронном виде для обсуждения и комментариев сообществу своих сокурсников и преподавателей.
Первым примером использования сервисов Web2.0 в учебных целях в Марийском государственном университета может служить учебный проект курса «Тенденции развития информационных технологий», реализованный на сайте wiki.iteach.ru. Он позволил ученикам повысить свои знания в предметной области и освоить новые для них сервисы Web2.0 при проведении практических занятий и самостоятельной работы в сети. Применение учебной вики-среды позволило расширить границы темы, которые прежде давались для самостоятельного изучения были подготовлены и выложены в сеть для совместного обсуждения, доработок сокурсниками. Реализация курса позволила активизировать самостоятельную работу учащихся, познакомить их с проектным методом работы, научиться оценивать работы других, и защищать собственные работы, если они критиковались. В результате работы над проектами ученики получают навыки и компетенции: умение работать в команде, находить необходимую информацию, планировать свою работу, презентовать результаты деятельности.
Формирование учебных сообществ является одним из примеров применения теории социальных сетей. Учебные сообщества могут создаваться вокруг учебной программы для обсуждения практических вопросов и сложностей курса. Интересным примером комплексной открытой среды для организации электронного обучения с использованием технологий Web2.0 является среда OpenClass, специально созданная для целей применения технологий Web 2.0 в образовании. Данная среда предоставляет каждому участнику сообщества собственный блог, репозиторий файлов с возможностями подкастинга, онлайн-профайл. Кроме того, контент каждого участника может помечаться ключевыми словами (тегами), с помощью чего могут организовываться связи между пользователями со сходными интересами. В отличие от открытых ресурсов социальных сетей или блогов, OpenClass предоставляет участникам больше свободы в отношении контроля доступа к собственному контенту — любому элементу пользовательского профайла, посту в блоге или загруженному в репозиторий файлу могут быть присвоены свои права доступа.
В качестве примера использования данной среды в учебных целях можно привести групповую исследовательскую работу студентов 1 курса физико-математического факультета по изучению темы «Технические средства реализации информационных процессов». Работая в минигруппе по изучению какого-либо устройства каждый студент подготовил вики-страницу с отчетом по выбранному устройству компьютера, в котором дал определение устройства, отметил основные его характеристики, раскрыл принцип работы, указал фирмы-производители. Также в задачу исследования входило проведение анализа наличия устройств в магазинах компьютерных фирм города. Кроме вики-страницы каждый ученик подготовил вики-альбом и электронную презентацию к выступлению. Все вики-страницы учеников соединены воедино на одной вики-странице посредством оформления гиперссылок.
Данный пример показывает, что простые в использовании инструменты и совместное социальное взаимодействие студентов и преподавателя привели к интересному и полезному результату: посредством коллективного разума подготовлен новый содержательный контент. Это еще раз подтверждает, что Web из платформы для передачи и потребления информации в Сеть превращается в среду, где контент постоянно создается и трансформируется. В применении к обучению возможности Web 2.0 означают переход к такой модели, когда в центре педагогического дизайна оказывается сам студент, который не только становится более автономным с точки зрения контроля за учебным процессом, но и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками обучения.
Однако надо понимать, что в школах эта среда не вытеснит базовый учебный процесс, однако может стать его эффективным дополнением. Важно, что инструменты Web 2.0 открывают новые возможности не только для получения, но и для создания учебного контента, в том числе самими студентами, и во многом перемещают фокус контроля за образовательной траекторией от преподавателя и администрации на студента. При том что для большинства современных студентов работа с инструментарием Web 2.0, сознательное включение в их учебную среду потребует от них определенных усилий по самоорганизации. То же самое и даже в большей степени касается и преподавателей, поскольку, во-первых, для многих из них работа с новыми Web-технологиями может оказаться затруднительной, а во-вторых, они должны будут адаптироваться к ситуации, когда инициатива в организации учебного процесса переходит в руки студентов.
Имеются здесь и серьезные вопросы. Какова роль преподавателя в новых учебных траекториях, которые смогут выстраивать сами ученики? Насколько активно должно быть его участие и поддержка студентов в электронной среде обучения? Как эта среда должна соотноситься с базовыми и специальными курсами и т. д. На эти вопросы пока нет однозначных ответов.
Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и студентам, и преподавателям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым — применять более творческие подходы к обучению. Однако это, пожалуй, не упрощает, а скорее усложняет жизнь обеим сторонам учебного процесса. Многие сторонники идей Web 2.0, которые пока находятся на ранних стадиях проникновения в процессы обучения в высших учебных заведениях, убеждены, что использование этих технологий приведет к серьезнейшей перемене в образовательной среде.
Сегодня вэбквэст это целая плеяда интернет-сервисов, позиционируемых как справочники и энциклопедии. Хотелось бы привести несколько примеров различных разновидностей вэбквэстов.
Википедия представляет собой базу справочной информации с предоставлением практически каждому пользователю возможности редактировать данные.
Блоги (интерактивные сетевые дневники) представляют собой один из самых ярких примеров использования принципов Web 2.0. Значительная часть Web-контента создается пользователями, а не владельцами ресурса. Для этого активно используют технологии RSS и FOAF, характерные для Web 2.0.
Технология FOAF (Friend Of A Friend) дает пользователю возможность подписаться на новости и материалы тех пользователей, которые находятся в так называемом «списке друзей». Этим самым поощряется общение пользователей Сети.
Технология FOAF является одной из важнейших составляющих социальных интернет-сетей.
RSS (Really Simple Syndication или, дословно, «действительно простое объединение (информации)») – это простая и эффективная технология экспорта гипертекста, используемая для создания новостных лент.
Сервисы обмена. Эти ресурсы наполняются за счет пользователей, предоставляя им место для различных файлов – музыки, фильмов, документации и т.п. Здесь также используются RSS и тэги.
Сайты совместного документопользования. Подобные сервисы дают пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования. При этом исчезает необходимость в установке программного обеспечения на локальных компьютерах.
В данной области признанным лидером является сервис Writely.
Стоит упомянуть и о веб-приложениях, как о части концепции Web 2.0. Все больше приложений получают свои Web-аналоги, избавляя пользователей от необходимости устанавливать ПО на локальном компьютере. Как правило, пользование web-сервисом обходится дешевле покупки аналогичных «не-web» программ.