Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проект

Белый Город Рождества

 

Потоцкая В.А., Фролова И.Д., Денисенко Ю.А.

 

Рождество Христово – двунадесятый праздник, который в православной традиции является вторым по значимости после Пасхи. Праздник установлен в память о рождении у Девы Марии Младенца – Сына Божьего.

   Вот уже более 20 столетий человечество празднует самый торжественный праздник Рождество Христово. Рождество – один из важнейших христианских праздников. Западные христиане отмечают его в ночь на 25 декабря.

   Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошёл по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

   По библейской легенде в этот день в небольшом городке Вифлееме на территории нынешнего государства Израиль произошло небывалое событие – родился в мир Богомладенец, Сын Божий. 

   Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен  почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища. Он родился в пещере и был положен в ясли, куда клали корм для животных.

 

                                 Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

                                 Как месяца луч в углубленье дупла.

                                 Ему заменяли овчинную шубу

                                 Ослиные губы и ноздри вола.

                                 Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

                                 Шептались, едва подбирая слова.

                                 Вдруг кто-то в потемках, немного налево

                                 От яслей рукой отодвинул волхва,

                                 И тот оглянулся: с порога на Деву,

                                 Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Борис Пастернак, 1947г.

   Первыми гостями божественного младенца были простые пастухи, которым Ангел возвестил об этом важном событии. Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. Потом с дарами пришли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они заранее знали, что вскоре на землю должен придти Спаситель, а чудесная звезда  указала им путь к тому месту, где лежал младенец Иисус.

   В XIII веке, во времена святого Франциско Ассизского, в Европе появился обычай выставлять в храмах для поклонения  ясли, в которые помещается фигура Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в церквях, но и в домах перед Рождеством. Так церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества.

  Обычай ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (754г.). Проведя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифаций назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сами, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома.

                                                   Сусальным золотом горят

                                                   В лесах рождественские ёлки;

                                                   В кустах игрушечные волки

                                                   Глазами страшными глядят.

                                                   О, вещая моя печаль,

                                                   О, тихая моя свобода

                                                   И неживого небосвода

                                                   Всегда смеющийся хрусталь!

О. Э. Мандельштам, 1908г.

   В России установление ёлки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I. Он велел в этот день украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом. Еще в начале XIX века ёлки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным укрощением ёлка в России стала только в конце XIXстолетия.

   Как в России, так и среди народов Центральной и Северной Европы, украшенная разноцветными шариками ель имеет особую символику: как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая  и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама – Иисуса Христа.

                                                 Все шалости фей, все дома чародеев.

                                                 Все ёлки на свете, все сны детворы,

                                                 Весь трепет затепленных свечек, все цепи.

                                                 Всё великолепье цветной мишуры.

Б. Пастернак.

   В день Рождества во всех христианских странах принято собираться всей семьей за рождественским обедом, праздничный стол украшают праздничные блюда – для каждой страны свои. Как правило, готовят 12 блюд (по числу апостолов), иногда в напоминание о яслях с сеном для животных, где родился Христос. Под скатерть подкладывают пучок сена. В Бельгии, например, готовят телячью колбасу с трюфелями и традиционный торт. В Голландии – кролика, оленину или дичь. В Испании на столе будут дары моря – креветки, крабы, лангусты, рождественские сласти – халва, марципаны, анисовые леденцы. После трапезы под обвешенной разноцветными игрушками ёлкой каждый находит для себя подарки. Радость и веселье переполняют дома.

   С рождественской ночи начинались Святки, которые продолжались до Крещения. Этот период осмыслялся в народной традиции как своего рода остановка времени: старый уже ушел, а новый ещё не наступил, поэтому и границы мира в Святки открыты, что отразилось в практиках гадания, в представлениях о возможности общения с душами умерших и влияния человека на его ближайшее будущее. Рождество было праздником, сочетавшим семейные и публичные обряды.

   В рождественское утро дети и молодежь отправлялись по домам славить Христа. Славильщики заходили в дом и исполняли сначала рождественскую молитву, а затем славили хозяев. Славильщиков одаривали пирогами, калачами, пряниками, конфетами и деньгами. Посещение рождественской службы и праздничный обед, во время которого разговлялись, были кульминационными событиями праздника Рождества Христова. В этот же день было принято навещать родственников, друзей, соседей. На улицах и площадях Петербурга устраивались народные гулянья, сооружались катальные горки, разыгрывались вертепные кукольные представления, главной темой которых являлись события и обстоятельства рождения Иисуса Христа: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет, смерть царя Ирода. Непременным атрибутом рождества была елка, которая в городской культуре получила широкое распространение с середины XIX века; в советское же время она стала символом Нового года. В наши дни празднование рождества в Санкт-Петербурге носит поистине всенародный характер: строится ледяной замок и ледяные фигуры у Петропавловской крепости, возводятся ледяные горки, проходят рождественские благотворительные балы, фестивали и концерты артистов.

   Корни большинства святочных обрядов восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Магические ритуалы, которыми насыщен этот период, имели целью обеспечить благополучие хозяев на год: здоровье, за мужество девушек, приплод скота, хороший урожай. Гуляния не обходилась без хоровода – магического круга и ритуального угощения и т.д. Только в Святки, перед Рождеством готовили праздничные кушанья – печенье в виде козулек или козурок, названных так в честь святого козла (коза была символом достатка в семье, изготовление козуль символизировало семейное благополучие). Популярны были фигурки ягнят, свернутых калачиком. Потом их стали называть баранками. Девушки дарили фигурки парням,  демонстрируя свое искусство умелой хозяйки, а одну фигурку ставили в сенях над проходом, чтобы скот сам находил дорогу из стада домой и лучше плодился.

   С принятием христианства Святки стали днями радости по поводу рождения Спасителя. Коляда, воплощение нового цикла, молодого солнца стал персонификацией Рождества. С приходом Рождества начались гуляния, игрища, посиделки, колядование. Древний обряд колядования получил новый смысл – «славления Христа ». в Рождественские святки праздник отмечается православными не просто подарками. По традиции на Руси в эти дни посещали святые места, раздавалась щедрая милостыня, верующие старались помочь  бедным и немощным деньгами, одеждой и продуктами, а главное, вниманием и заботой. Этот обычай связан с событиями Вифлеемской ночи, когда были принесены дары Богомладенцу.

   При всех отличиях в традициях празднования Рождества у всех христианских народов общее представление о главных жизненных ценностях. Рождественские традиции скорее объединяют людей, нежели разобщают.

   В предстоящий праздник Рождества мы, живущие на планете – Земля, люди, должны проявить сочувствие и сострадание: например, посоветоваться с родителями, навестить дедушек и бабушек, вспомнить и поздравить одиноких соседей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»