Младший школьник и компьютер
Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому не подпускать к нему ребенка практически невозможно. Еще совсем недавно компьютер воспринимался как диковинка. Сегодня же компьютер для домашнего пользования приобретается весьма и весьма активно.Компьютер так прочно вошел в нашу жизнь, что изолировать ребенка от этого достижения цивилизации – значит сделать, как считают многие родители, его «белой вороной».
Сегодня компьютеры настолько глубоко вросли в нашу повседневность, что современному ребенку можно только позавидовать: ему не нужно перестраиваться. Он уже растет в среде, в которой компьютер - такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые телефоны.
Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий.В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.
Совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
Компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника: к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.
От использования компьютерных технологий в обучении младших школьников есть безусловный положительный эффект. Так, при организованной деятельности учащихся и при осознанном влиянии взрослых компьютерные технологии оказывают преимущественно положительное влияние на умственное развитие детей; компьютерные технологии расширяют возможности для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических), создано и создается масса специальных обучающих программ - для дошкольников, школьников и студентов. Кроме того, многими навыками - например, счетом, чтением и чтением географических карт - с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и качественнее, чем при обычном обучении. С помощью компьютерных технологий и, в первую очередь, Интернета стираются различия между центром и провинцией в доступности информации, возможностями использования современных обучающих технологий.
Использование компьютеров в обучении содействует поддержанию мотивации обучения, детям нравится работать за компьютером, за ним они чувствуют себя более самостоятельными, взрослыми. Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлять недостающие буквы, решать иллюстрированные задачи. Отмечено, что в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей.
Уроки с применением компьютера заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии интеллектуальных способностей младших школьников. Дети работают очень увлеченно, дисциплина на уроке отличная, дети очень внимательны. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи и компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей.
В результате применения методов и приёмов развивающего обучения с использованием компьютера происходит развитие умственных, интеллектуальных способностей детей, повышается интерес к обучению, улучшается качество знаний.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями в планировании своей деятельности и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, а также строить информационную модель исследуемого объекта или процесса и эффективно использовать новые технологии.
Учителю очень важно иметь ясное представление о дидактической цели используемых в учебном процессе программ. Важно предполагать, что дома ребенок может делать полезного для своего развития, коль все равно влезет в компьютер. Часто же дети используют другие типы поведения, менее продуктивные, когда двигающим моментом является любопытство как реакция на новый предмет. Ребёнок играет с компьютером, ориентируясь на простейшие способы взаимодействия с ним (нажал кнопку и увидел что-то). Любопытство здесь не переходит в любознательность, действия становятся алгоритмизированными, ребенок просто играет в одни и те же игры, одним и тем же способом. Потребность в новизне быстро удовлетворяется. Или при другом варианте, когда в работе с компьютером он действует наугад, бессистемно, в этих случаях работа за компьютером не способствует образованию обобщенного способа действия и не формирует познавательную потребность. Компьютеризация обучения — дело очень важное и должно проводиться с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов.