Профессиональная педагогическая компетентность современного учителя
Рыкунова Елена Львовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
и ИКТ-компетентность учителя
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
А.С.Пушкин
Современный учитель. Школа 2012. Компьютерные технологии. Сегодня эти понятия перестают быть даже контекстными синонимами.
Действительно, еще совсем недавно учитель, овладевший навыками работы на компьютере и эпизодически включавший его на уроке, был образцово-показательным членом педагогического коллектива школы. Его методику ставили в пример, к нему ходили на открытые уроки, он безоговорочно аттестовывался на высшую категорию, ученики смотрели на него почти что влюбленными глазами.
Вспомнили недалекое прошлое? Что же происходит сегодня? А сегодня с точностью наоборот! «Белой вороной» является тот учитель, который не использует на уроках компьютерных технологий, не посещает курсов компьютерной грамотности, продолжает вести уроки лишь с мелом в руке. Теперь администрация школы чаще посещает уроки именно таких учителей, сомневаясь в их профессиональной компетенции. Нужно быть настоящим мастером, учителем от бога, чтобы доказать всем, что и без компьютерной поддержки ты в состоянии вести урок на высочайшем уровне и быть интересным своим ученикам. Таких учителей сейчас немного, в основном это «старая гвардия», педагоги пенсионного возраста. Но даже и среди них находится немало учителей, кто признает несомненную пользу от компьютерных технологий и прилагает все усилия, чтобы не оказаться той пресловутой «белой вороной». А как стимулирует к компьютерному совершенствованию аттестация, проводимая по новым правилам!
Молодые же учителя, пришедшие в школу с уже неплохой компьютерной грамотностью и готовностью использовать на уроках всевозможные ИК технологии, как ни странно, не всегда умело применяют их на практике: зачастую происходит либо перенасыщение урока информационными инструментами, либо ресурсы компьютера используются методически безграмотно. Поэтому знание компьютерных технологий далеко не всегда является залогом успешного урока. Изначально учитель должен владеть методической, педагогической и психологической базой, чтобы насытить ее сверхновыми ИК составляющими урока.
Таким образом, современный учитель-предметник любого возраста должен быть компетентен во всех сферах педагогической деятельности: не забывая традиционных основ урока, развивать навыки и умения в овладении ИКТ. ИКТ-компетентность учителя-предметника должна заключаться не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности учителюнеобходимо наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ; овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office; использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности; формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можноучаствовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров; обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет; формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ; разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Если учитель не испугается такого объема новой для себя информации и сможет донести до учеников приобретенные знания и умения, то он, возможно, будет награжден их заинтересованностью своим предметом, бодрым, рабочим настроением во время урока, более эффективным распределением учебного времени и нагрузки. Но использование на уроке компьютера не является гарантией того, что учебным материалом учащиеся смогут овладеть играючи, легко, без усилий. Компьютер может стать лишь рычагом для умственного развития ребенка, верным помощником, развивающим познавательные способности учащихся, но без труда, без усилий со стороны ребенка, без должной мотивации к обучению не бывает чудес.
Использование компьютера в преподавании литературы, на мой взгляд, особенно перспективно. Прежде всего это визуализация излагаемого материала, развитие образного мышления, формирование грамотной устной и письменной речи.
Программы MS PowerPoint, Flash и использование возможностей интерактивной доски (ПО SMART Notebook 10) стали замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.
Например, при изучении темы «Культура серебряного века» не надо, как это было в недалеком прошлом, тащить на урок груды книг с иллюстративным материалом, портретами поэтов и писателей, поэтическими и прозаическими текстами. Не надо рассказывать, а то и изображать, что же нарисовал художник М.Врубель на картине «Царевна-лебедь», «Демон поверженный» и др. Не нужно бегать по соседним кабинетам, разыскивая магнитофон, чтобы познакомить детей с голосами той эпохи – Ф.Шаляпина, А.Вертинского и др. Ну и конечно, не стоит вести учеников в кинозал для просмотра фрагментов спектаклей, фильмов, снятых по произведениям писателей серебряного века. Все это можно теперь сделать, не покидая пределы одного кабинета, используя компьютер, интерактивную доску.
А сколько возможностей дает компьютер при проверке домашних заданий, при контроле знаний! Всевозможного вида и уровня тестовые задания, оригинально оформленные вопросы, игровые технологии, отсканированные сочинения, выведенные на интерактивную доску для коллективного редактирования и многое другое.
Готовя учащихся к сдаче ЕГЭ по литературе, организуя на уроке работу с тестами, в электронном виде, мы формируем основные «информационные» компетенции, а для многих ребят именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы им в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются обделенными вниманием и сильные ученики, то есть работу на уроке можно организовать дифференцированно.
Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Ведь никто не отменил в результате внедрения на уроки ИКТ доверительных бесед, монологов, глядя друг другу в глаза, диспутов, дискуссий и т.д. Поэтому разумное чередование старых, традиционных методов обучения и новых, современных технологий должно привести к желаемому обеими сторонами – учителем и учениками - результату и массе открытий во всех сферах школьных дисциплин.