Статья
Психосоматические заболевания детей и типы родительства
Епифанова Елена Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 40
Кировского района Санкт-Петербурга
Название "психосоматические заболевания" – говорит само за себя, это заболевания, причины которых кроются в психике. Однако это не значит,
что это какие-то надуманные и вообще не настоящие болезни. Они самые настоящие, только вот причины этих болезней, не только в попадании
вируса в организм, не в нехватке или переизбытке какого-то гормона, а гораздо глубже.
Наше тело всего лишь подстраивается под наше настроение, наши мысли. Поскольку большинство людей свои мысли и эмоции даже не отслеживают
и не осознают - наше тело выступает очень удобным средством обратной связи, показывая, что в данной его части, под воздействием негативных эмоций, что-то работает не так. Наше тело начинает сигнализировать болью и дискомфортом уже в крайних случаях, когда наши эмоции долго остаются не услышанными. И за это ему скорее стоит сказать спасибо, чем обижаться и сетовать на то, что оно нас подводит и не дает спокойно жить.
В объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность- совокупность причин, которые взаимодействуют между собой, то есть, источниками одной болезни могут стать сразу несколько психологических проблем, а так же на ее возникновение могут влиять большое количество смежных, на первый взгляд даже никак не связанных, проблем. Причинами являемся мы сами, особенности нашей личности, которые сформировались в результате воспитания, а так же особенности характера и темперамента, именно то, чем человек на первый взгляд гордится потому, что именно эти особенности делаю его не таким
как все.
Психосоматические заболевания – что это такое?
Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/ мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?». Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной
вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство,
проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить».
Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми дети еще долго
разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные
эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что
называют психосоматикой.
Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.
Как формируются психосоматические заболевания?
Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается
удовлетворить свои потребности.
Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови.
Дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы.
Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают.
Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом, ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей.
Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:
Астма, бронхит, отек Квинке– опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
Простуда, герпес –депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
Обмороки– подавление реакции бегства.
Хронический кашель– скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
Гастрит– депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
Язва 12-перстной кишки– утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы)– готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
Детская экзема– переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
Нейродермит– раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
Тик– повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
Отит– подсознательный уход от конфликтов в семье.
Энурез– регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.
Для ребенка мама – самый близкий человек на свете, она всегда знает, что ему нужно, когда малыш устал или у него плохое настроение. Кто как ни мама сможет успокоить, утешить, рассмешить.
Все мамы разные, но иногда совершают вполне похожие ошибки в воспитании, исходя порой из собственных планов и амбиций, а не из интересов своего малыша.
Существует несколько классификаций типов материнства.
Американский психолог С. Броди выделила четыре типа материнского отношения к ребенку [Brody, 1956].
- Матери первого типалегко и органично приспосабливались к потребностям младенца. Для них было характерно поддерживающее разрешающее поведение. Они не навязывали малышу свои требования и терпеливо относились к его особенностям и потребностям. Например, они не пытались рано приучить ребенка к туалету, а терпеливо ждали, когда он сам «дозреет».
- Матери второго типасознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Они демонстрировали склонность к доминированию, что нередко вносило напряженность в общение с ребенком.
- Матери третьего типане проявляли большого интереса к ребенку. Основу их материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком у них не было естественности, теплоты. Наблюдался жесткий контроль за поведением малыша, матери часто делали ему замечания.
- Матери четвертого типаотличались непоследовательностью, плохо понимали потребности своего ребенка, их требования к ребенку были противоречивы, часто не соответствовали возрасту ребенка и его возможностям.
Конечно, в жизни встречаются разные сочетания описанных вариантов и разная степень их выраженности, но важно влияние и других членов семьи на воспитание ребенка. Любите своих детей и будите любимы.
Как писал советский писатель Сергей Михалков: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».