Дистанционное обучение педагогов выступает сегодня одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования. В условиях развития процессов информатизации и модернизации образования дистанционные технологии позволяют сделать учебный процесс более гибким, удобным, практико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов. Тематика курсов дистанционного обучения определяется с учетом образовательных потребностей специалистов региональной системы образования. В процессе реализации дистанционных курсов практикуются различные совместные виды деятельности, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в форуме, интернет-конференции и т.п.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования. Спектр дистанционных образовательных услуг развивается по направлениям, напрямую связанным с приоритетными направлениями модернизации системы образования: подготовка работников образования к единому государственному экзамену; углубление предметных знаний педагогов; развитие системы педагогической деятельности с одаренными детьми и детьми с ограниченными потребностями на основе использования дистанционных технологий; формирование информационно-коммуникационной компетентности специалистов системы образования в условиях совершенствования учебно-информационной среды; модели дистанционного повышения квалификации педагогов.
Успешно функционирует смешанная модель дистанционного повышения квалификации работников образования. В данной модели интегративно используются сетевые, кейс-технологии и технологии очного и заочного дистанционного обучения. Дистанционное повышение квалификации функционирует в информационно-насыщенной, обладающей развитым банком учебных материалов информационно-образовательной среде. Широкий спектр интерактивных сервисов (доска объявлений, электронная почта, обмен файлами, чат-сессии, форумы), поддерживаемый средой дистанционного обучения, позволяет создать условия для полноценного виртуального взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса.
В процессе обучения слушатели дистанционных курсов осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые смогут в дальнейшем использовать в своей педагогической практике. Эта модель повышения квалификации педагогов в настоящее время является основой организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в системе образования и повышения квалификации педагогов. Сетевая модель дистанционного повышения квалификации педагогов, в основу которой положена организация индивидуальной учебной деятельности непосредственно в информационно-образовательной среде, предполагает наличие у участника дистанционного курса базового уровня компетентности в области использования информационно-коммуникационных средств и Интернет-технологий. Реализации данной модели позволяет в ещё более значительной степени индивидуализировать учебный процесс, более эффективно реализуя основную цель применения дистанционных форм обучения в системе постдипломного образования педагогов – повышение профессиональной компетентности и развитие профессиональной позиции на основе получения качественного дополнительного образования при активном использовании информационно-коммуникационных средств и технологий.
Применение дистанционных форм повышения квалификации ориентирует педагога на самообразование. Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание следовать за учеником, сопровождать его в образовательном процессе. Совместная деятельность в виртуальном пространстве возможна в процессе изучения элективных курсов. Учитель – тьютор, наставник. Ученик – исследователь, проектировщик познания, автор образовательного маршрута. Образовательная активность личности педагога является показателем его творческой самореализации, инициирует работу в сети. Сетевое взаимодействие позволяет формировать культуру общения участников образовательного процесса.
В то же время важно отметить ряд проблем, затрудняющих внедрение дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников:
а) дистанционное обучение характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные и коммуникационные технологии. Поэтому главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями;
б) использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием. Педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную компетентность в дистанционной форме, но быть готовыми использовать данную форму обучения в собственной педагогической практике;
в) при организации повышения квалификации учителей в дистанционной форме необходимо учитывать специфику самого учебного предмета. Так, по мнению Е.С. Полат, «специфика предмета, цели обучения обусловливают не только содержание, структуру, но и выбираемую модель обучения». Поэтому важно разработать систему дистанционного обучения для педагогов конкретной предметной области.
Музыкальная педагогика, в силу ряда объективных причин, – одна из самых консервативных. Это вовсе не означает, что она не развивается изнутри. Речь идет о стойкости давно сложившихся традиций. Творческие навыки и способности прививаются не через поточные лекции, а в ходе непосредственного общения на индивидуальных занятиях. В этом одно из существенных отличий музыкального образования от форм, принятых в учебных заведениях иного профиля. Подменить режим живого диалога методическим руководством практически невозможно. По смыслу дистанционное образование в чем-то определенно напоминает заочную форму обучения. Принципиальное отличие заключается в том, что базовой основой является Интернет-технология.
Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение даже в высокотехнологичных странах используется в достаточно ограниченной группе специальностей высшего образования, в основе которых лежат, прежде всего, теоретические знания, а уж потом практические навыки. Показательно, что среди них нет, например, специальностей, связанных с медициной или искусством. Воспитать квалифицированного хирурга или художника с помощью виртуальных контактов – задача весьма проблематичная, не говоря уже об экономической стороне дела. В нашем распоряжении сегодня имеется Интернет-трансляция показательных уроков, к примеру, по вокалу, игре на фортепиано или баяну. Допустим, в трансляции участвуют самые опытные педагоги, демонстрирующие работу с отдельным учеником (личностью!) и конкретным произведением. Увы, это разовые и пока очень дорогостоящие акции, которые, строго говоря, не могут быть приравнены к настоящему учебному процессу. Скорее, это – аналог видеоконференции, которые проще и экономичнее заменить тиражированием видеозаписей тех же уроков на VHS-кассетах или DVD-дисках. Известно, что в посещении концертов ведущих исполнителей преследуется отнюдь не только цель получить эстетическое наслаждение.
Для учителей музыки существует замечательный, интересный и полезный сайт «Созвездие Ориона» - Международное методическое объединение учителей музыки. Так же существуют методические сообщества учителей искусства, МХК и музыки на сайте «Открытый класс», профессиональные сообщества учителей искусства, МХК и музыки «Методисты», сообщества и клубы по предметам «Про Школу"», Сеть творческих учителей, Образовательный портал «Мой университет», Педагогический клуб «Первое сентября», Педсовет.ORG, Архив учебных программ, «Мы вместе», Pedsovet.su, Социальная сеть работников образования nsportal.ru и многие другие, которые мне интересны своими неординарными конкурсами и заданиями, в которых мне нравится и хочется участвовать.
Я стараюсь принимать участие в мероприятиях различного уровня близких мне по духу и связанных с моей профессией. Конечно же, участие в конкурсах, мастер - классе, дистанционное обучение разного уровня, участие в сетевых проектах и конкурсах, и т.д. и т.п. - все это, прежде всего, повышает профессионализм и соответственно компетентность педагога - предметника, как учителя и личности в целом!
А главное: дистанционное обучение - это один из важнейших факторов повышения уровня квалификации учителя - предметника, педагога, а так же является необходимым и наиглавнейшим составляющим портфолио учителя!
И так, подводим итог: При прохождении дистанционного обучения по своему профилю, предмету или интересующей тематике курса, педагог сокращает время и затраты на обучение, а материальная сторона - это один из ключевых моментов при прохождении дистанционных курсов или обучающих модулей. Перспективы развития дистанционного образования отмечаются и при оценке качества обучения. Используя современные средства обучения, компьютерные программы, информационные технологии, интернет, дистанционные формы, возможно, повысят качество образования. Так мы имеем больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеем более быстрый способ передачи информации и взаимодействия с преподавателями и организаторами учебного процесса. Дистанционное обучение не может в полной мере заменить традиционную очную форму обучения, поскольку отсутствует непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся, но оно хорошо подходит тем, кто уже обладает некоторым багажом знаний и хочет повысить уровень своей квалификации.
Используемая литература:
1. Варганова И.В. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников.
2. Гоглова М.Н. Внедрение дистанционного образования в муниципальную систему повышения квалификации.
3. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 146 с.
Интернет ресурсы: