Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Синдром эмоционального самовыгорания учителей

Булаева Ольга Викторовна,
учитель высшей категории
ГБОУ лицея № 533 Санкт-Петербурга

Подчасская Елена Сергеевна,
Учитель высшей категории

Не вызывает больших сомнений то, что профессия учителя – это одна из самых нужных, трудных и важных профессий. Работа с людьми всегда сложна, работа с детьми – тем более. Как показывают разные психологические исследования, одна из серьезнейших проблем современной школы эмоциональное выгорание педагогов. Этому состоянию подвержены чаще всего специалисты старше 35-40 лет. С одной стороны. Они уже приобрели достаточный и весомый педагогический опыт; казалось бы, самое время для карьерного роста, подъема в профессиональной деятельности, а у педагогов, напротив, происходит общий спад. Это проявляется в виде заметного снижения энтузиазма в работе, нарастания общей усталости и негативизма. Педагог, который буквально «горел» на работе, словно выдыхается и не имеет сил дальше двигаться по профессиональной дороге. Если эту проблему не решать, то учитель будет работать «на автомате», без желания или вообще станет профнепригодным. Иногда, не найдя выхода из ситуации, учителя просто сами уходят из школы.

Итак, что же такое профессиональное самовыгорание? Это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и обычно приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека[1].

Существуют несколько стадий эмоционального выгорания.      

1 стадия характеризуется приглушением положительных эмоций: исчезают свежесть, острота чувств, доминирует ощущение тоски, апатии, вялости и скуки на душе. Часто возникает желание остаться одному и отстраненность в отношениях с членами  семьи. Это состояние может сопровождаться тревожностью и неудовлетворенностью.

На 2 стадии могут возникнуть разноплановые недоразумения с учениками и родителями. Это  может проявляться и как антипатия, и как вспышки неконтролируемого раздражения. Подобное поведение является неосознаваемым проявлением чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия: человек живет как будто «на автомате», жизненные ценности словно стираются, среди преобладающих эмоций присутствуют равнодушие и безразличие.

 

Причины возникновения синдрома эмоционального самовыгорания:

1)                            гипертрофированное чувство ответственности у педагогов. Учителя – это люди, которые не могут выйти из школы, забыв про нее до следующего рабочего дня, потому что они должны готовиться к урокам, проверять тетради, придумывать конкурсы и праздники.

2)                            Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Педагоги работают в сфере «человек-человек», часто находятся в состоянии постоянного стресса и полной «боевой» готовности, т.к. конфликты в школе просто неизбежны.  А учителя должны быть постоянно готовы решать эти конфликты, также уметь быстро и правильно реагировать на «шутки» учеников. Кроме того, учителю надо общаться не только с учениками, но также с их родителями и коллегами по работе.

3)                            Сложившийся комплекс экономических проблем (маленькая заработная плата, недостаточная оснащенность школ, проблемы с аттестацией), а также социально-психологические проблемы, связанные с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно псохоэмоционально напряженным.

Какие существуют способы борьбы и профилактики синдрома эмоционального самовыгорания[2]?

1)                            любить свою профессию и понимать ее важность. Надо учиться видеть хорошее в профессии.

2)                            Участие в психологических тренингах, на которых можно свои проблемы проговаривать вслух. Регулярные встречи с психологами.

3)                            Выработка умения забывать о себе и своем здоровье.

Литература

1) Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. Бабич О. И.

2) Синдром выгорания Н. Е. Водопьянова



[1] Синдром выгорания Н. Е. Водопьянова

       [2] Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. Бабич О. И.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»