Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние СМК на социализацию детей
с ограниченными возможностями здоровья
в условиях специального (коррекционного) детского дома

Возможности влияния музыкального воспитания
на эти процессы

 

Студитова Юлия Владимировна,
почётный работник общего образования,
музыкальный руководитель детского дома №23
Санкт-Петербурга.

 

         Средства массовой коммуникации (далее СМК) недаром называют «четвёртой властью», а власть, как известно, «в отличие от физического насилия – сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли».

          Выбирая между терминами СМИ (средства массовой информации) и СМК (средства массовой коммуникации), я предпочитаю вторую аббревиатуру, так называемой «четвёртой власти», по причине наличия в самом термине механизма «обратной связи», который в последнее время приобретает всё большее развитие. Нас теперь не просто информируют о каких-либо событиях, произошедших где-либо на просторах «нашей необъятной» или ещё дальше, но и сами мы имеем возможность информировать сообщество о тех или иных событиях вольными или невольными свидетелями которых мы стали.  В большей степени преобладанию коммуникации над информацией мы обязаны такому виду (СМК), как Интернет.  Он не просто способен заменить нам любой другой вид (СМК), так как фактически любой вид (СМК) существует в электронном виде, но и выводит нас на новый уровень получения и обработки информации.  Благодаря Интернету мы можем получить информацию, обсудить её с другими членами сообщества  и высказать своё мнение, причём в достаточно свободной форме (резко, критично, эмоционально).

         Влияние СМК на нашу жизнь бесспорно, но особенно велико это влияние на детей. Для них СМК – не просто источник информации, это наставник, друг, собеседник (очень часто чуть ли не единственный). А если это не совсем обычный ребёнок? Если этот ребёнок воспитывается в детском доме, если у него проблемы в интеллектуальном развитии? Возможно ли, что возникновение у такого ребёнка каких-либо проблем связано с недооценкой или переоценкой влияния на него СМК?

         Как музыкального руководителя, работающего в коррекционном детском доме, мне представляется актуальным доказать возможность влияния музыкального воспитания  на процессы связанные с ролью и функцией СМК, в свете влияния последнего на процессы социализации.

Цель каждого сиротского учреждения подобна цели малой социальной общности (семьи), а именно, максимально возможная социализация ребёнка, интеграция его в общество.

         По мнению Б.А. Исаева  СМК являются одним из институтов социализации, а именно «формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества». А.В. Мудрик определяет влияние СМК, как «фактор, формирующий информационное поле, влияющий на развитие, на усвоение спектра социальных норм, на досуговое времяпрепровождение и тесно связанную с ним релаксацию». Дж. Томпсон и Дж. Пристли говорят о бесспорном влиянии СМК на половую социализацию и формирование потребностей. И.С. Кон определяет влияние СМК, как воспитание «совокупными взрослыми своих  «совокупных детей», а также говорит, что массовость СМК отрицательно сказывается на развитии творческих позиций, социальной активности. Р.С. Немов говорит о влиянии СМК на формирование стереотипов, позиций, мнений зачастую полярных, вследствии разнообразия подаваемой информации и конкуренции между различными видами СМК. Таким образом, можно констатировать, что различными учёными признаётся факт влияния СМК на социализацию, но единой позиции в оценке этого влияния нет. Логично предположить, что отсутствие единой позиции объясняется различным пониманием самого термина «социализация». В трактовке А.В. Мудрика «социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». Дж. Л. Томпсон  и  Дж.. Пристли определяют социализацию, как приобретение индивидом характерных черт, которые считаются соответствующими его полу внутри определенного общества. И.С. Кон рассматривает социализацию, как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать ему в качестве полноправного члена общества». Р.С. Немов говорит о социализации, как о «процессе и результате присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития». Для меня последнее определение является наиболее приемлемым, так, как из него напрямую следует, что проблемы в психологическом, интеллектуальном и личностном развитии влияют на процесс и результат присвоения ребёнком социального опыта, а дети, обучающиеся по программе VIIили VIIIвида, несомненно, отягощены всеми тремя выше озвученными проблемами.

         Считаю, что целесообразно рассматривать влияние СМК на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим позициям:

·       Формирование информационного поля.

·       Формирование уровня потребностей.

·       Влияние на досуговое времяпрепровождение.

Все три позиции, на мой взгляд, взаимосвязаны, так, как первая влияет на вторую, а вторая определяет третью.

         Формирование информационного поля, на мой взгляд, тесно связано с особенностями познавательной сферы детей с проблемами в развитии. Недоразвитие познавательных интересов является причиной того, что информационное поле таких детей достаточно примитивно. В нём нет, или почти нет места информации общественно-политического характера. Недостаточный словарный запас, нарушения восприятия, трудности в поддержании внимания (особенно произвольного) делают информацию общественно-политического характера практически недоступной для детей с проблемами в развитии. Те же особенности восприятия, мышления, внимания и памяти обуславливают предпочтение в усвоении такими детьми примитивной «массовой» культуры и неприятие «высокой культуры», признанной во всём мире. Здесь существует один интересный момент.

Дело в том, что ребёнку с проблемами в интеллектуальном развитии для усвоения материала необходимо большое количество повторений, а наши коммерциализированные СМК, в целях увеличения дохода, бесконечное количество раз «прокручивают» рекламные ролики, популярные клипы, бесчисленные анонсы и нескончаемые хит-парады. Поэтому неудивительно, что ребёнок, не владеющий порой элементарной информацией, зато прекрасно ориентируется в рекламных анонсах, клипах и.т.п. Остаётся только делать выводы, на какой уровень интеллектуального развития рассчитаны все рекламные кампании. Всё вышесказанное подтверждает позицию А.В. Мудрика в том, что «СМК бесспорно влияют на развитие, но проблему интеллектуального развития и выравнивания не решают, так как очень часто информация не усваивается и не присваивается ребёнком». Эту же точку зрения поддерживает И.С. Кон, говорящий о том, что «реакция на увиденное и услышанное зависит от установок, господствующих в первичных группах». К этому хотелось бы добавить, что в случае с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии информация «не присваивается» также вследствии недоразвития познавательных интересов.

         Особенности интеллектуальной сферы оказывают влияние на проблему поднимаемую Р.С. Немовым. Он говорит о том, что в наше сложное и противоречивое время «средства массовой информации конкурируют друг с другом. В их содержании отчётливо обозначились не только плюрализм мнений, но и их поляризация». В таком потоке информации трудно разобраться даже взрослому человеку, не говоря уже о ребёнке с проблемами в развитии. Эта ситуация имеет как положительный, так и отрицательный моменты. Положительный момент заключается в том, что отсутствие единой точки зрения побуждает к выработке собственного мнения. Отрицательный момент заключается в трудностях, сопряженных с выбором какой-либо точки зрения в качестве собственной. Трудности выбора способствуют вместо формирования «интеллектуальной самостоятельности»  формированию «интеллектуальной конформности». Известно, что дети с проблемами в развитии отличаются повышенной внушаемостью, следовательно, можно предположить, что выбор будет сделан за них. Возникает вопрос: кем будет сделан это выбор – взрослым, старшим, сильным? Но совершенно ясно, что кем бы этот выбор не был сделан, если аргументы покажутся ребёнку хоть сколько-нибудь убедительными, он не задумываясь примет их. Не думаю, что здесь можно всерьёз говорить об «интеллектуальной конформности». Этот термин предполагает как минимум анализ, синтез, сравнение и обобщение. Конформность детей с проблемами в интеллектуальном развитии гораздо более примитивна.  В качестве примера могу привести тот факт, что подростка  с проблемами в интеллектуальном развитии можно убедить в чём угодно, если доказать ему, что то что от него требуется «стильно», «модно», «гламурно» или, что сейчас все это делают (носят, играют, слушают и.т.п.).

         Тот факт, что СМК способствует формированию социальных норм, ценностных ориентаций и как следствие формирует определенный уровень потребностей, сомнений не вызывает. И здесь наблюдается любопытный парадокс у детей с проблемами в развитии, как правило, заниженная самооценка, негативная «Я - концепция», а уровень потребностей достаточно высокий.  Одним из факторов формирующих определённый уровень потребностей, являются СМК, которые играют гораздо большую роль в формировании уровня потребностей ребёнка сироты, нежели ребёнка воспитывающегося в семье. Жизнь в детском доме, несмотря на хорошее материальное обеспечение, не даёт ребёнку так необходимого ему внимания, общения, заботы и тепла. Для него СМК это почти единственная возможность узнать то, что «домашний» ребёнок узнаёт эмпирическим путём. Дети детского дома очень часто любят задавать вопросы на первый взгляд весьма обычные: «Где вы живёте? Есть ли у вас дети (браться, сёстры, родители)? Что вы делаете дома?» Какое-то внутреннее чувство обычно удерживает взрослых от подобных разговоров. Взрослый человек, гораздо более чем сами дети понимает, какая незавидная им досталась судьба и какое довольно безрадостное будущее их ожидает. Ребёнок же, несмотря на то, что многого не понимает, стремится собрать как можно больше информации о тех сторонах жизни, которые пока для него недоступны. И СМК, насколько это в их силах, удовлетворяют потребность детей в такого рода информации. Дорогие продукты, игрушки, техника, гаджеты, легкий свободный стиль жизни, где все проблемы решаются сами по себе, стоит только съесть всемирно известную шоколадку. Всё это ложится на «конкретное» мышление детей с проблемами в развитии и, таким образом, формирует у них такой уровень потребностей, какой ребёнок врядли когда-нибудь сможет удовлетворить. Не нужно забывать, что удовлетворение потребностей напрямую связано с состоянием волевой сферы (т.е. умением целенаправленно, сознательно управлять своей деятельностью). Волевая сфера детей с проблемами в развитии имеет ряд особенностей (порой противоречивых). С одной стороны им свойственна безынициативность, неумение руководить своими действиями, преодолевать малейшие препятствия, с другой стороны при достаточно сильной мотивации (как правило, связанной с удовлетворением каких-либо эгоистических интересов) ребёнок с проблемами в развитии может проявить достаточную настойчивость, обдуманность и даже хитрость. Сопоставив особенности волевой сферы с формированием завышенных потребностей, можно говорить о том, что последствия формирования завышенных потребностей могут быть как позитивными (рост социальной активности), так и негативными (снижение социальной активности или анти социальный характер активности). Данные В.В. Корнеевой (1994) говорят о том, что снижение социальной активности у детей сирот составляет 67% (против 10,8% у домашних детей). Следовательно, формирование завышенных потребностей у воспитанников детских домов ведёт скорее к негативным  нежели к позитивным последствиям. Этот вывод подтверждается точкой зрения

Дж. Л. Томпсон и Дж. Пристли, которые говорят о взаимосвязи между невозможностью удовлетворить свои потребности и уровнем воровства среди подростков.

         Следующий аспект влияния СМК, который хочется рассмотреть, это влияние СМК на досуговое времяпрепровождение детей с проблемами в развитии в условиях специального (коррекционного) детского дома. Досуг определяется, как «свободное время, т.е. часть внерабочего времени в границах суток (недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат». В структуре  свободного времени выделяют активную творческую,  в том числе общественную деятельность, учёбу, самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение книг, посещение театров, концертов и.т.д.), спорт, любительские занятия, игры и занятия с детьми, общение с другими  людьми. Дж. Л. Томпсон и Дж. Пристли определяют досуг, как свободное от работы время и говорят о наличии взаимосвязи между выполняемой работой и досуговым времяпрепровождением. Если работа монотонна и неинтересна, то свободное время определяется исследователями, как непродуктивное, связанное с немедленными удовольствиями и краткосрочными целями, напротив сравнительно трудная, но интересная работа способствует продуктивному творческому времяпрепровождению. Если принять такую точку зрения и сопоставить с недоразвитием познавательной сферы детей с проблемами в развитии, можно предположить, что учёба не является для них интересной и необходимой деятельностью, отсюда следует, что их свободное время будет довольно монотонным и неразнообразным.

         В условиях детского дома, творческая, в том числе общественная деятельность, учёба, самообразование четко регулируются и регламентируются.  Но даже при таком чётком структурировании ребёнок детского дома имеет в сутки примерно от 3 до 4 часов действительно свободного времени, когда он сам решает, чем ему заниматься. Таким образом, структура свободного времени в детском доме такова: культурное (духовное) потребление, занятия и игры с другими детьми, общение с другими людьми. СМК относятся к сфере культурного потребления и в условиях детского дома, принимая во внимание, различные проблемы у детей с проблемами в развитии, как в игровой деятельности, так и в общении, можно предположить, что СМК заменяет собой и игровую деятельность и общение. В нынешних условиях можно говорить о том, что СМК стали для современных детей, как  источником информации, так и средством общения (социальные сети, чаты и.т.п.). Также СМК сегодня дают ребёнку возможность осуществлять игровую деятельность.

         Кратко резюмируя всё вышеизложенное, могу сказать что:

·       СМК формируют информационное поле детей с проблемами в развитии, делая акцент на развлекательную составляющую этого поля.

·       СМК способствуют формированию завышенного уровня потребностей детей с проблемами в развитии.

·       В условиях детского дома СМК играют ведущую роль в заполнении свободного времени.

 

Меня, как музыкального руководителя детского дома, всегда интересовал  вопрос: что можно сделать средствами музыкального воспитания, для того, чтобы хоть сколько-нибудь изменить сложившийся «порядок вещей»? 

Что может предложить  музыкальный руководитель, получивший классическое музыкальное образование (музыкальная школа, училище, институт) детям, которые подобно «гениальному Керосинову» из старой комедии, считают, что «всю классику и прочую чушь нужно выбросить на помойку» (кстати, мои воспитанники считают, что туда уже можно выбросить Beatles, Queenи прочих классиков рок музыки).

         Как ни странно первое, что можно и нужно предложить детям это «ситуацию сотрудничества». Как писал И.С. Кон «Главная слабость нашего художественного воспитания – наивная претензия учителей и родителей на обладание абсолютной эстетической истиной». Ведь все классики, когда-то были пионерами и ниспровергателями, и в том числе и поэтому остались в мировом художественном наследии.  Здесь я хочу отметить, что сотрудничество не означает соглашательство. Если выстроить систему музыкального воспитания, сообразуясь со вкусами и пристрастиями воспитанников, то о развитии художественного вкуса и эстетических потребностей можно сразу забыть. На мой взгляд,  «ситуация сотрудничества»  должна заключаться в том, что я, как «классический музыкант» буду уважать музыкальные вкусы детей, а не жёстко оппонировать им, но и со стороны детей я жду ответного уважения. Мы можем обсуждать, спорить искать сходства и различия, анализировать  средства выразительности классической и современной музыки ну и, конечно, исполнять музыку различных стилей и времён.

         Следующее, что можно сделать – это попытаться «приблизить классику» к современным детям, т.е. находить своеобразный компромисс между  классической или народной музыкой и «современной подачей» музыки к которой привыкли современные дети. Эта «идея» отнюдь не нова. Очень многие современные исполнители народных песен используют данный «компромисс» в своей концертной деятельности. Народная песня с её самобытной мелодией и современная аранжировка. Этот же приём используют и многие исполнители классической музыки, например, Ванесса Мэй или Эдвин Мартон. Даже великий Паваротти в своё время пел со звёздами рок музыки Стингом и Патрисией Каас, после чего его узнали и полюбили миллионы слушателей, которые до этого момента не слышали ни одной классической арии. Ещё один яркий пример такого рода это американский джазовый певец и дирижёр, десятикратный лауреат премии «Грэмми» Бобби Макферрин, который любит на своих концертах отнюдь не классической музыки исполнять, причём вместе со зрителями, «AveMaria»  И.С. Баха.

         Дальнейших шагов может быть очень много. Очень многое зависит от технической оснащенности кабинета музыки, от способности самого преподавателя осваивать новые формы и виды музыкальной деятельности (современные музыкальные инструменты, современная аранжировка, современные музыкальные редакторы, позволяющие писать, обрабатывать и реставрировать музыку, использование Интернет ресурсов, позволяющих сделать музыкальные занятия яркими, запоминающимися и наглядными). Главное помнить, что цель у всех этих шагов одна создать для воспитанников ситуацию, когда они из бездумных и конформных потребителей «массовой культуры», смогут сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида музыкального искусства. Как уже было сказано выше, осознанный выбор говорит об «интеллектуальной самостоятельности», что будет служить хорошей предпосылкой для дальнейшего развития, самореализации и, как следствие, социализации воспитанника.

 

Список литературы:

1.     И.С. Кон. Психология ранней юности. Москва 1989.

2.     Дж. Л. Томпсон и Дж. Пристли. Социальная Психология Москва 1998.

3.     Р.С. Немов. Психология. Москва 1995

4.     Специальная психология ред. Л.М. Шипицыной. Санкт-Петербург 2013.

5.     Б.А. Исаев. Социология . Санкт-Петербург 2010.

6.     В.И. Петрушин Музыкальная психология. Москва 1997.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»