Работа с книгой. Советы родителям
Медведовская Фаина Симоновна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
ГБДОУ №118 Выборгского района Санкт-Петербурга
Содержание:
1. Правила общения с книгой.
2.Требования к выбору произведений для детей.
3. Методика разучивания потешек, песенок, стихотворений.
4. Чтение сказки, достоинства сказки.
Правила обращения с книгой.
На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой:
1.Приучайте детей брать книгу только чистыми руками.
2.Читать и рассматривать книгу надо только за столом.
3.Приучайте детей беречь книгу - не пачкать ее, не заминать страницы, правильно их перелистовать, не смачивая палец слюной. С книгой играть нельзя, она от этого портится.
4. Учите детей убирать книги на место.
5. Приучайте детей к правильному хранению книги - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек.
6.Вместе с детьми чините книги, если они порвались.
Требования к выбору произведений для детей.
1. Высокохудожественный замысел произведений и красочное оформление.
2.Доступность содержания произведения пониманию ребенка.
3.Яркий, образный, выразительный и в то же время простой язык произведений.
4. Произведение не должно быть слишком нравоучительным и дидактичным, но в то же время оно должно нести в себе внутренний воспитательный заряд
Методика разучивания потешек, песенок, стихотворений.
1.Подобрать игрушку, которая названа в произведении, поиграть с ней, побеседовать о ней.
2.Прочесть выразительно стихотворение наизусть.
3.Задать детям вопросы по содержанию. Хорошо, если в вопросе есть слова текста, вопрос, который побуждает ответить словами текста.
4.Необходимо объяснить трудные слова.
5.Повторное чтение стихотворения.
6.Третий раз читайте, дети добавляют последнее слово.
7. С помощью взрослого дети читают стихотворение.
Чтение сказки.
1.Сказку надо прочитать целиком.
2. Дать малышу время, чтобы внимательно рассмотреть иллюстрации.
3. Поговорить о том, что он видит на картинке: какие герои нарисованы, что они делают.
4.Отвечая на вопросы, ребенок лучше запомнит сюжет и усвоит смысл прочитанной сказки.
5. Важно помнить, что сказки надо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка. Каждая последующая сказка сложнее предыдущей.
Достоинства сказок.
Привлекательность сказок заключается в следующем:
1.Отсутствие дидактики, нравоучений.
2.Неопределенность места действия и главного героя.
3.Образность языка, кладезь мудрости, метафоричность языка.
4. Победа Добра, психологическая защищенность.
5. Наличие Тайны и Волшебства.
Произведения Народного искусства очень близки природе ребенка. Простота этих произведений - многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.
Разговор с ребенком после чтения, рассматривания иллюстраций стимулируют его желание самому пережить то, о чем он узнал в книге.Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем; выражает свое собственное отношение к добру и злу.Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.Это позволяет оказывать позитивное влияние на детей. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.