Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Выполнение индивидуальных проектно-исследовательских работ по физике как возможность личностного развития

 

Сорокина Ирина Викторовна, ГБОУ  СОШ № 270 г. Санкт-Петербурга, учитель физики

 

                   «Знания открывают двери, но войти в них мы должны сами».

                                                                                              Д.С. Лихачев

  В современном обществе  мало просто получить знания по различным предметам   школьного курса,  более важной и значимой является задача развития личности ученика  через преподаваемые науки. Сегодняшний выпускник-это человек, нацеленный на успех, на достижение карьерного роста в выбранной области, это поколение молодых, амбициозных людей.

Поэтому  не только современному обществу, но и самому ученику  хочется при выходе из школы уметь  учить самого себя, критически воспринимать поступающую информацию, делать необходимые выводы, принимать решения, учиться быть успешным во многих областях жизни. И если школа  дает такую возможность своему воспитаннику, то  ученик остается благодарным своим учителям и может передать  это уважение своим детям, а учителя  смогут ощутить экзистенциальную потребность в своей работе.

Для осуществления таких жизненно важных целей свой вклад вносят проектно-исследовательские работы, так как они предоставляют пространство для личностного развития  школьников.  В настоящее время тема исследовательских проектов широко используется педагогами, есть много публикаций  на данную тему, проходит множество дискуссий и обсуждений  по этому поводу, но  поиски  новых тем, приемов работы  продолжаются, ведь современное общество стремительно меняется, предъявляя свои требования.

 Как влияет на личность ученика  этапы  проектно-исследовательской  работы , что конкретно  нового в своем развитии он получает, какие способности развивает,  что сделает его уверенным в своих силах в результате такой деятельности?

Появление способности означает появление новых способов действия, т.е. новых механизмов. Способность дает нам новые способы, расширяет поле наших возможностей, увеличивает потенциал действия, делает свободными в новых ситуациях.

Проект-это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Проект решает основную задачу развития подростков - в проектной деятельности формируется их самоопределение. Для этого вместе с ребенком важно пройти весь путь от замысла до его реализации, убирая все технические трудности. И при этом  педагог осуществляет свое авторское действие. В старшей школе проектная деятельность становится средством управления своим поведением в учебной работе, важным элементом развития способности к самоорганизации.

Слово  «проект»  в  переводе  с  латинского  означает  «брошенный  вперёд», Работая над проектом,  ученик  становится лидером в классе по научным исследованиям. И я не раз замечала, что дети, которые работали со мной над своей темой, с гордостью говорили своим одноклассникам, что они остаются после уроков для работы со мной над своим проектом.

Кроме развивающих целей метод проектов безусловно служит развитию интереса к физике, ее практическому использованию в реальной жизни или ее влиянию на другие области деятельности человека. Школьный предмет  при таком  подходе перестает быть абстрактным, ученик имеет возможность увидеть его  связи с реальной жизнью.

Работа у меня всегда начинается с беседы, когда я выслушиваю ученика, задаю вопросы, интересуюсь его увлечениями, перспективой его поступления. Это очень важный для меня этап работы, так как я убеждена, что выбор темы проекта должен быть созвучен с  личностью  ребенка, должен вызывать интерес,  увлекать  и по возможности быть началом его дороги к своей специальности. Именно при такой работе, на мой взгляд, полностью реализуется личностно-ориентированный подход. А с другой стороны, свидетельствует о том, что проектирование не может быть технологичным, при всех попытках навязать проектирование извне исчезает внутренняя мотивация. Педагог может повлиять на ребенка, даже стимулируя его отметками, но если ему это неинтересно, то эти действия не становятся проектом. Проект возникает как форма удовлетворения интереса самого ученика.   

 Так, начиная работать над проектом  с выпускницей нашей школы Ириной Божко, я сначала выяснила, что она собирается стать врачом,  и вопросы  воздействия звука на здоровье  человека ее очень заинтересовали, тема  родилась быстро, наш проект назывался « Влияние музыки на человека». Ирина не стала поступать в медицинский ВУЗ, она поступила на психологический факультет СПбГУ, но ведь тема проекта отчасти была связана и с психологией тоже. Вполне возможно, что именно погружение в исследовательскую работу и подсказало ей свой выбор.

Надо отметить, что работа над проектами является развивающей не только для ученика, но и для учителя. Во-первых, такая работа  позволяет избегать стереотипности в преподавании, эффекта « замыленности взгляда» на обучение, во-вторых, расширяет  собственный круг знаний, в-третьих, это способствует дальнейшему развитию коммуникативных навыков  для общения с воспитанниками. Например, когда ученицы 11-го класса Дарья Глушнева и Елена Бечвай выбрали тему проекта « Лженаука: миф о торсионных полях», то лично мне пришлось перечитать не один альманах  РАН « В защиту науки» и узнать много интересных фактов, касающихся  науки. Это , безусловно ,пригодилось мне для дальнейшей работы , так как проблема лженаучных знаний их влияния на наших граждан очень актуальна для нашей страны  в настоящее время.  

Важнейший этап работы-это планирование времени выполнения различных этапов работы, что развивает самодисциплину , учит управлять и  ценить свое время и время учителя. К сожалению, многие современные школьники живут во времени, но со временем не работают. Хотя в современном мире вопросы тайм-менеджмента крайне  актуальны и помогают людям оптимально использовать время своей жизни. Обычно  в своем расписании выделяю время для консультаций раз в неделю после уроков, во время которых  я просматриваю результат работы, выясняю над чем еще стоит поработать, так,  если провожу мониторинг состояния дел  и ставлю задачи на следующую неделю. Такое распределение времени способствует равномерной работе, более глубокому в нее погружению, работе без авралов, а также есть  возможность коррекции.  

Не всегда  получается дать нужный совет сразу в школе, тогда работа может продолжаться дистанционно:  мне пересылают черновой вариант для замечаний и исправлений, и мы можем общаться либо через скайп, либо через социальную сеть « В контакте», либо через электронную почту. Все это способствует также оптимальной организации времени   и  развитию умений пользоваться современными  видами  коммуникаций.

Выполняя работу над проектом по физике,  выявляются  пробелы в   общешкольных  умениях, например, таких как выделять главное, интересно иллюстрировать свой материал, представлять его в виде диаграмм, поэтому в ходе работы  приходиться  работать не только над физическим материалом.

В прошлом учебном году ученицы 8-го класса нашей школы, Попова М. и Беджанян Д.,  работали над своими темами, они готовились к  выступлению  на « Физическом фейерверке», для печати необходимо было выслать тезисы своих работ, оказалось, что они этого сами  сделать не могут. Пользуясь алгоритмом написания тезисов, мы в течение нескольких дней учились этому. Это было важно, так как одна из участниц собирается стать журналисткой, и в дальнейшем ей это точно пригодится.  Такой вид работы позволяет объективно научить оценивать, не ориентируясь на отметку, свои знания и умения, т.е. уметь самому понять  над чем  необходимо работать или другими словами развивает способность самому себе выставить адекватную самооценку.

При публичном представлении работы  развивается  умение  выступать перед аудиторией. В современном мире важно  не только само содержание исследования и его выводы, но и как ученик может красиво и грамотно презентовать свою работу.  Для публичного выступления тщательно подбираются слайды презентации, хорошо иллюстрированные, при репетиции доклада обращается особое внимание на время изложения, на ораторские умения. Как показала моя практика, этот этап крайне важен  для  участника  проекта, так как он помогает приобрести уверенность для выступления перед незнакомой аудиторией и оценить свой труд.

Бывает, когда  эта работа сделана в школе, но публичного выступления не получается. Например, в течение двух лет мы работали над проектом

« Физика цвета», тема была интересна и мне ( моя дочь имеет среднее художественное образование и наш дом украшен ее работами),  и самой ученице, так как она параллельно со школой училась в художественной школе. Работа над проектом шла не гладко, долго мы были в поиске именно экспериментальной части, радовались, когда все наконец сложилось в более или менее цельную картину. В школе перед классом прорепетировали ее выступление, одноклассники  напутствовали ее ценными советами , но  выступление  на районной конференции « Новые имена» было на порядок ниже уровня самой работы. Это были очень неприятные моменты, но со временем, я поняла, что Катя получила очень важный жизненный урок - необходимо  развить в себе еще и умения выступать перед аудиторией, особенно когда презентуешь результаты своей работы. Эта неудача показала дальнейший путь саморазвития. Выпускницей это было принято. И это не менее важно, чем сама работа.

Выполнив свой  проект, ученик ставит  подпись под ним, признавая себя автором . Это очень важный момент, так как ,с одной стороны, – это чувство гордости за свое достижение, а с другой ,-  ответственности отвечать за все недостатки продукта.  Ученик  принимает на себя ответственность за сделанное.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность направлена на   развитие способностей  к исследовательскому типу мышления, на  активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе , а также обогащает личность ученика такими  жизненно важными навыками как умение самостоятельно  планировать свою работу, определять свою проблемную зону в обучении, быть способным удачно презентовать результаты своей работы, а главное дает возможность учиться, так если учить себя. Для подростков проектная деятельность является ведущей, т.е. обеспечивает решение основных задач развития, для старшеклассников становится формой организации учебно-профессиональной деятельности.  Индивидуально выполненный проект – это фундамент для дальнейшего образования.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»