Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Интеграция при изучении наук гуманитарного цикла в школе

Кобиль Татьяна Леонидовна,      

учитель русского языка и литературы

ГБОУ средней школы №337 Невского района г. Санкт - Петербурга

 

  Очень часто путают два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время и  мне казалось, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ находим в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними. Интеграция предметов в современной школе – это одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителей.

Учащиеся воспринимают различные виды искусства обособленно. Но тем не менее, такие виды искусства, как живопись,музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения, но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внутренняя мелодия». Появилась необходимость интегрирования этих предметов.

Интегрированные уроки развивают нравственную культуру, творческие способности обучающихся. У детей появляется интерес к искусству в целом. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В этой статье попытаюсь обобщить свой опыт интеграции на уроках литературы.

Читать дети с каждым годом стали все меньше и меньше. Как сделать урок литературы интересным? Таким, чтобы ребятам захотелось вернуться к произведениям и после урока.

Каждый вид искусства отражает реальность по- своему. Всю полноту многокрасочного мира может передать только живопись. Человеческие чувства выражает музыка. Конкретные события способна описать литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развить эстетические возможности детей.

 

                                            Литература и музыка.

Этот вид интеграции часто использую на уроках. Музыку можно использовать при изучении биографии писателя. Мы знаем А.С. Грибоедова как умного дипломата, мы узнали его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его еще и как музыканта (звучит вальс А.С.Грибоедова). В 11- м классе изучается повесть А.И.Куприна  «Гранатовый браслет». В произведении упоминается Соната №2 Л.В.Бетховена. Музыка передает душевные переживания главной героини Веры. После прочтения повести слушаем эту сонату Л.В.Бетховена.

 На уроках изучения творчества С.А.Есенина музыкальные произведения звучат очень часто. Стихи Есенина — искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности.
М. Горький написал о Есенине: "...не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Стихи поэта словно созданы для музыки. После  чтения стихотворений звучат песни и романсы на стихи С.Есенина (« Забава» в исполнении А.Малинина, романсы  «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу»).

При изучении «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева упоминаю о романсе «Утро туманное, утро седое», написанное на музыку Э.А.Абазы . 10 мая 2010 года исполнилось  155 лет со дня гибели Эраста Аггеевича Абаза.

А романс живет до сих пор. Почти 170 лет на концертных подмостках и в наших душах звучит незабываемое «Утро туманное», звучит, благодаря таланту двух замечательных людей – писателя Ивана Сергеевича Тургенева и музыканта-любителя, гвардейского офицера Эраста Аггеевича Абаза.

Федор Иванович Тютчев.Есть два самых известных русских любовных стихотворения, ставшие классическими романсами. Первое, полное мужского благодарного великодушия по отношению к ушедшей любимой женщине, принадлежит, конечно, Пушкину – «Я вас любил: любовь еще, быть может». Зато второе написано на закате жизни маленьким седым стариком с острыми внимательными глазами – Федором Ивановичем Тютчевым: «Я встретил вас – и все былое» (1870). Вместо заглавия – загадочные буквы «К.Б.»

  Амалия фон Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер, побочная дочь прусского короля, сестра русской царицы и европейски знаменитая красавица, трижды мелькнула в жизни Тютчева: как увлекшее его юное беззаботное создание в Мюнхене, как величественная и очень влиятельная светская дама в Петербурге (за ней ухаживали император Николай I, Бенкендорф и Пушкин) и как одна из неожиданных и последних посетительниц умирающего поэта, с изумлением и признательностью принявшего от нее прощальный поцелуй. Свое одно из самых очаровывающих стихотворений «Я встретил вас» Тютчев написал в Карлсбаде в июле 1870 г., после внезапной встречи и прогулки с... по традиции считается, что с Амалией Адлерберг. Утверждается, что:
• посвящение "К.Б." следует расшифровывать, как "Крюденер, баронесса". При этом ссылаются на свидетельство Я.П. Полонского (1819-1898), которому Тютчев сам назвал адресат;
• в стихотворениях "Я встретил вас – и все былое..." и "Я помню время золотое..." упоминается одно и то же "время золотое".
Но все дело в том, что загадочная красавица Амалия и их долгая история знакомства уже не имеют к лирическому шедевру Тютчева никакого отношения. Их там просто нет. Слушаем этот романс.

Александр Сергеевич Пушкин «Редеет облаков летучая гряда».Романс на эти стихи был написан  Н.А.Римским – Корсаковым.Известно, что Пушкин был недоволен изданием полного текста стихотворения в «Полярной звезде» за 1824 год. Он писал 12 января этого года из Одессы в Петербург А. А. Бестужеву: «Ты напечатал именно те стихи, об которых я просил тебя: ты не знаешь, до какой степени это мне досадно»1. В письме от 29 июня он снова упрекает Бестужева: «…ты острамил меня в нынешней «Звезде» — напечатав три последние стиха моей элегии [...] Вообрази мое отчаяние, когда увидел их напечатанными. Журнал может попасть в ее руки. Что ж она подумает, видя, с какой охотою беседую об ней с одним из петербургских моих приятелей». И далее: «Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики»2.

В пушкинистике, как известно, высказывалось предположение, что в жизни поэта существовала тайная любовь, которую он пронес до конца дней своих. Что касается имени женщины, внушившей это чувство, — мнения пушкинистов расходятся. Упоминалась ими и та, кому Пушкин посвятил элегию: Мария Николаевна Раевская, в будущем жена декабриста С. Г. Волконского, за которым она последовала в Сибирь. После прочтения и анализа этого стихотворения слушаем романс.

                                              Синтез Поэзии и Музыки.

Сочетание  поэзии с музыкой создает новое качество: музыкальную поэзию. «Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию». Это определение в полной мере можно отнести к поэзии Серебряного века.

Марина Ивановна Цветаева –одна из самых талантливых, самых сложных и, возможно, даже самых противоречивых представителей русской поэзии Серебряного века. Пользуясь астрономической терминологией, её можно назвать одной из самых ярких звезд в небе поэзии Серебряного века. А это небо было густо усыпано звездами, хотя, конечно, и очень разной величины. Родина и многие соотечественники поступили по отношению к Марине Цветаевой жестоко, чем и привели её к гибели. Теперь же, когда уже очень поздно для неё, издаются во множестве собрания её сочинений, подтверждая веру Марины в то, что и в родном краю «…разбросанным в пыли по магазинам, где их никто не брал и не берет! Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед”. Многие музыкально-поэтические произведения на стихи Цветаевой использовались в кинофильмах и исполняются в концертах известными эстрадными мастерами. Вы все, я думаю, знаете два чудесных романса «Мне нравится, что Вы больны не мной» (М.Таривердиев, фильм Ирония судьбы), «Под лаской плюшевого пледа» (А.Петров, фильм Жестокий романс), «Романс Настеньки» (А.Петров, фильм О бедном гусаре …).

Осип Мандельштам «Я вернулся в мой город».Стихотворение относится к самым известным, самым пронзительным и, пожалуй, самым сильным стихотворениям гражданской лирики Осипа Мандельштама и, возможно, не только Мандельштама. Это категория гениальной поэзии. Оно невелико, но можно только поражаться какое гигантское содержание вмещено в небольшое поэтическое произведение. Злата Раздолина создала талантливую музыку, несомненно достойную этой поэзии, и мастерски исполнила это произведение. Запись этой песни тоже включается в план урока при изучении лирики поэта.

Николай Рубцов. Поэт Александр Романов (1930-2006) писал: 

“Николай Рубцов! Стихи  его  настигают  душу  внезапно.  Они  не  томятся  в книгах, не ждут, когда  на  них  задержится  читающий  взгляд,  а,  кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень  и  синева,  возникли однажды из неба и земли и сами стали этой вечной синевой и зеленью…”А Николай Рубцов с первых же строк так заговорил о своем чувстве  России, что еще задолго до выхода в свет его поэтических сборников о нем знали, спорили, декламировали стихи, пели рубцовские песни.
 Слушаем песни на стихи Н.Рубцова «В горнице» в исполнении М.Капуро, «Букет» -А.Барыкин.

 Борис Пастернак«Роман «Доктор Живаго». Своеобразие восприятия романа Б. Пастернака рождается именно из недоговоренности, нечеткости, из ощущения природы, из ощущения поэзии, из веры, что после зимы всегда приходит весна, что и зимой где-то всегда горит свеча.

    Мело весь месяц в феврале,
    И то и дело
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела...

При изучении романа обязательно слушаем песню «Зимняя ночь» в исполнении А.Пугачевой.

Делая выводы, хочется сказать, что музыка ,как и любые другие виды искусства,  украшают нашу жизнь, делая ее ярче, богаче, разнообразнее. Музыка украсит и урок, он станет выразительнее, эмоциональнее  и интереснее, запомнится ребятам надолго.

 

Список использованных источников 

     
    
1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. Пед. Вузов/О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
   
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – 4 –е изд.- М.: Просвещение, 2003.
3. Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М.А. Дмитриева и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.: Просвещение, 1990.
  
4. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького. Издание 2-е исправ. и доп./И.В. Золотарева, Т.А. Крысова. – М.: «ВАКО», 2004.
5 Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост. Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
6. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы_Сост Т.А. Калганова.- М.: Дрофа, 1998.
7. Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общебразоват. Учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
 8 Старкова З.С. Литература и живопись: Кн для учащихся. – М.: Просвещение.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»