Преподаватель истории и обществознания высшей категории
Акиншина Евгения Викторовна
Преподаватель русского языка и литературы высшей категории
Гладченко Екатерина Петровна.
«Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри». Эм. Мунье
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность студента и преподавателя , на котором каждый обучаемый чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого преподавателя. Выпускники колледжа стремятся стать успешными профессионалами , добиться карьерного роста , материального благополучия быть конкурентно-способными на рынке труда , но для этого они должны вступит в жизнь, в которой общество предъявляет требования к специалистам : высокий уровень культурного и интеллектуального развития , духовное богатство, способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свою деятельность. Духовное , нравственное , патриотическое просвещение -одна из задач российского образования. Именно нравственность служит крепким основанием общественного и государственно благополучия. Будущее России, ее народа во многом зависит от духовно-нравственного состояния общества, и в первую очередь от молодежи , от ее доброты , честности и справедливости. Все это невозможно развить и сформировать без использования методов личностно-ориентированного в образовании.
Технология личностно ориентированного обучения позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности студента , помогает личности познать самого себя, самоопределиться и самореализоваться. Ее содержание . методы, приемы направлены главным образом на то , чтобы раскрыть и использовать опыт каждого обучаемого , помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности, совместного проектирования учебной деятельности.
Огромные возможности для развития познавательной активности студента, формирование устойчивого интереса к предмету таит в себе личностно-ориентированное обучение. Почему мы отдаем предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированная технология ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, обучаемый в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы. В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельной технологии можно выделить сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов, специфическим особенностям каждого учебного заведения.
Огромные возможности для развития познавательной активности студентов, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня технология сотрудничества. На уроках истории и литературы, посвященным анализу исторических документов и художественных произведений, работе над текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам поиска, урокам-проблемам) как нельзя лучше возникают условия для реализации этих возможностей. Приобщить ребят к тайне слова, будь то художественное произведение или исторические письма и мемуары , помочь понять и уяснить глубину содержания авторского мысли, дать верную оценку героям, их поступкам, нарисовать их психологический портрет, а самое главное, научить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное – такие задачи призваны решать подобные уроки.
Необходимо всегда очень тщательно подбирать вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют обучаемых не просто воспроизводить содержания произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, рассказывать о них, высказывать свое мнение, порю в дискуссии отстаивать истину. Это позволяет ставить ребят в ситуации, требующие выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос. Для того, чтобы конструктивное общение состоялось, ученику нужно научиться общаться. Анализируя с ребятами различные ситуации речевого общения, вместе вырабатываем правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия:
· необходимо говорить понятно, высказываться только по теме, избегать избыточности информации;
· важно не только умение интересно и грамотно говорить, но и умение слушать;
· если не согласен с мнением товарищей или преподавателя, сначала выслушай, а потом высказывай свое несогласие;
· критикуй идеи, а не личности;
Следует признать за учащимися право на собственное мнение, личную оценку событий при условии ее серьезной аргументации. Надо предоставить возможность ученикам почувствовать свою причастность ко всему происходящему, повысить их интерес, помочь понять, что они полноправные члены общества и от них тоже зависит дальнейшее развитие общества, так как в дальнейшую жизнь они должны вступит конкурентоспособными специалистами. Диалог – это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы. Диалог можно использовать на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся. Это может быть:
– учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
– решение нравственных проблем на базе исторических или литературных материалов;
– установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);
– ролевые игры;
– театрализованное представление;
– деловые игры;
– сопоставление различных точек зрения на события;
– изучение дополнительной литературы.
В процессе изучения истории и литературы целесообразно создавать для учащихся ситуации выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными точками зрения на факты, события, формирования умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам .Чтобы занять определенную позицию, ученики должны соотнести свои ценности с ценностями других людей: авторов учебника, ученых, учителя, наконец, своих одноклассников. Все это требует от учащихся определенной активности, критического мышления, самостоятельности в принятии решений. При этом важно, чтобы на уроке была организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.
Используя личностно-ориентированный метод на уроках , мы провели совместный (бинарный ) урок по истории и русскому языку на тему «Подвиг советского народа в годы блокады Ленинграда», используя в том числе учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников, решение нравственных проблем на базе исторических и литературных материалов, сопоставление различных точек зрения на события. Главной целью урока ставилось формирование умения студентов использовать конкретные знания по русскому языку при работе с документами для дальнейшего выделения доказательств из текста при формулировании собственной точки зрения на события того времени студентами. Использовались исторические документы военных лет : отрывки из мемуаров, писем, газетных статей, директив и постановлений, художественных произведений. Студенты определяли тип и стиль речи, языковые средства, ключевые слова и с помощью всего этого выделяли конкретные доказательства героизма советского народа в годы блокады, формулируя так же свое эмоциональное отношения к события тех времен. На уроке использовалась технология развития критического мышления в рамках бинарного урока по истории и русскому языку. В основе технологии лежала трехфазовая структура: стадии вызова, осмысления и рефлексии. На стадии рефлексии студентами составлялся синквейн в поэтическо-стихотворной форме, выражавший личностно-эмоциональное состояние всех присутствовавши на уроке к его теме. При составлении синквейна можно было использовать слова из проработанных документов, позволяющие помочь выразить свои эмоции и чувства в рамках темы урока. Результаты превзошли ожидания. Каждый из студентов в меру своих способностей сформулировал свое личностно-эмоциональное состояние через синквейн, продемонстрировав богатый словарный запас( в чем помогли документы). Такая работа позволяет работать над совершенствованием коммуникативных навыков студентов так необходимых при дальнейшей их реализации в профессиональной сфере.
На уроках литературы и истории мы часто используем индивидуальные опережающие задания, представляющие собой самостоятельное исследование какой-либо проблемы по тексту изучаемого произведения или исторического события, которые предполагают работу с критической литературой, историческими документами , консультации с преподавателем, формируют умение логически мыслить, делать выводы, стоить свое выступление так, чтобы заинтересовать слушателя.
Зная способности, склонности, таланты студентов, просим нарисовать иллюстрации к какому-либо историческому событию, произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, написать стихотворение. Такие задания помогают самореализации личности студента, проявлению и развитию его творческих способностей.
Особое внимание в условиях подготовки и проведения личностно-ориентированного урока стараемся уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, ибо саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической работы по формированию умения свободно, логически правильно выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. На уроках истории студентам предлагается работа над составлением развернутого плана ответа, позволяющего составить устный ответ по теме с использованием исторических понятий и фактов. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка студентов к написанию сочинения – работ кропотливая, требующая внимания, терпения. Очень много времени уделяется индивидуальной работе с теми ребятами, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, своеобразно, интересно. Необходимо очень бережно относиться к любой творческой работе студента, проверяя ее неоднократно, вместе с ним читать ее несколько раз, советовать , а не заставлять что-то исправить, стараться показать огромные выразительные возможности нашего языка. Только после такой кропотливой работы над планом ответа или сочинением обучаемые начинают понимать сложность творческой работы и в то же время ощущают вкус к творческой работе и сочинительству.
Сегодня можно выделить наиболее важные профессионально-педагогические умения преподавателей:
– определять уровень личностного развития учащихся (сформированности их личностных функций);
– ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;
– видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;
– использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории: побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживания тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов и др.
Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, студенты не чувствуют себя скованными, они искренне поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия. А это позволит сделать следующий урок успешнее предыдущего.
В течение нескольких последних лет являемся руководителями кружков: «Литературный клуб»и «История вчера , сегодня , завтра…» организованных для студентов с целью приобщения ребят к сокровищнице русской литературы и истории, раскрыть для них богатейший мир русского языка и его выразительных средств, научить понимать художественное слово, вызвать интерес к родному языку, истории и литературе. Студенты охотно посещают занятия кружка, готовят доклады и сообщения, составляют кроссворды, подбирают вопросы для викторин, участвуют в городских конкурсах и олимпиадах.
В 2009-2010 учебном году студенты, занимающиеся в кружке «Литературный клуб» принимали участие в городском конкурсе творческих работ «Что я хотел бы сказать А.П. Чехову…». Являлись участниками городского конкурса газетных статей «Рыцари пера», пробовали свои силы в написании стихотворных текстов к 65-летию Победы. Студенты, участники кружка «История вчера, сегодня, завтра…»,в 2009-2010 учебном году заняли призовое место в конкурсе исторического ориентирования по Кировскому району, посвященному 65-летию Победы в Великой отечественной войне, активно участвуют в олимпиадах и в мероприятиях , посвященных 65-летию Победы(« 65 Славных дел»). В рамках кружков проводились экскурсии в музеи города Санкт-Петербурга.В результате многие студенты почувствовали интерес к литературе и истории , желание читать и обсуждать на занятиях во внеурочной, более доверительной обстановке прочитанное, самостоятельно искать необходимую информацию для составления собственного мнения и отношения к повседневной действительности. Студенты, участвующие в кружках , принимали самое активное участие в проведении Фестиваля общеобразовательных предметов в этом учебном году : рисовали газеты, придумывали и участвовали в конкурсах, составляли презентации-освещения экскурсионных поездок и т.д.
Таким образом , личностно-ориентированный подход в рамках наших предметов способствует нравственному и профессиональному становлению личности молодого специалиста, так как только литература через художественное слово и история через осмысление исторического пути наших предков обращены не только к уму человека, но, прежде всего, и к его сердцу. Как показывает опыт работы колледжа в сотрудничестве с бывшими выпускниками, успешными в профессиональной деятельности, самореализация в профессии опирается на нравственные устои личности.
Использованная литература:
1) Богданова О.Ю. « Теория и методика обучения литературе», М.,»Академия», 2007
2) Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий»:пособие для преподавателей. Спб. ,»КАРО», 2006
3) Гуляков Е.Н.»Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы», М., «Дрофа» 2006