Чуприна С.Л. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №145 г. Санкт-Петербург
Занятия по развитию наблюдательности детей начинаются с Iкласса, и на первый взгляд с самого простого. Учитель часто обращается к детям с такими вопросами: «Чем отличается этот рисунок от рядом висящего? Чего не хватает в костюме Игоря? А что вы можете сказать о поведении Саши? Какое изменение видите в классной комнате? Что нового обнаружили сегодня в школе? Что можете сказать о сегодняшнем утре? Какие признаки осени вы замечаете в эти дни?»
Такие упражнения в развитии наблюдательности, нам кажется, обязательны, они доступны учащимся и вместе с тем не оставляют никого безучастным: каждый вынужден искать, думать. Правда, первые наблюдения детей отличались поверхностностью и шаблонностью. Дети затруднялись найти в наблюдаемых объектах существенное, беспорядочно перечисляли лишь внешние признаки. Но учитель то наводящими вопросами, то прибегая к помощи более наблюдательных упорно учит замечать главное, учит устанавливать связи.
Большую помощь в этом оказывают систематические наблюдения за природой. Это намного облегчает работу, так как в природе всегда много красивого. А красота, говорил А. С. Макаренко, «…самый могучий магнит... Бить на красоту — значит бить наверняка, поскольку стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре».
Учитель часто проводит уроки на улице. Читая стихи о природе, предлагается детям найти описанное поэтом вокруг себя или даются разные задания, например: найдите интересное в том, что вас окружает, а потом напишите об этом в сочинениях.
Не все дети сразу справляются с такими заданиями. Те, которым удается что-то найти, тут же оживляются. У некоторых внимание быстро переключается с одного предмета на другой. Они-то и нуждаются в помощи учителя. Учитель незаметно для других помогает таким детям: «А вы прислушайтесь, что вы слышите? А почему вы думаете, что это поет соловей? А вот кто там, совсем рядом, шипит? А что за бугорок по соседству с той сосной? Говорят, муравьи очень сильные и выносливые. Идем, посмотрим». «Нравится ли вам та сосна, что стоит рядом с кудрявой березой? А еще какое дерево выделяется своей стройностью? А что мы еще можем сказать о ели?»
Кто-то из учащихся заметил синичку. И учитель рассказывает, что одна синичка может уничтожить за месяц более 8 тыс. личинок вредных насекомых, а за день съедает столько гусениц, что вес их превышает ее собственный.
Учащиеся любят такие прогулки, с удовольствием потом пишут сочинения, делают зарисовки. Сочинения отличаются содержательностью. В них мы находим мысли, выражающие отношение учеников к наблюдаемому. А это значит, что дети не остались безразличными к тому, что наблюдали (ведь безразличного, равнодушного ученика никогда не научишь наблюдать).
О большой работе по наблюдению за природой говорит и разнообразная тематика сочинений: «Уж небо осенью дышало», «Первый снег», «Первый мороз», «Зимний лес», «Люблю грозу в начале мая», «Первый дождь», «После дождя», «По дороге в школу».
Только что прошел первый теплый весенний дождь. Появилось солнце. Как же вместе с детьми не восхищаться этой красотой! И учитель, прервав ненадолго урок, предлагает открыть окна, чтобы вдоволь подышать чудесным воздухом. И тут же говорит о чудодейственной силе первого дождя: его капли смывают толстый слой пыли с растений, и им легко дышится.
Весной прошлого года в классе был проведен Праздник цветов. Каких только цветов, открыток с цветами и книг о цветах не принесли дети на этот праздник! А сколько было сообщений, каждый старался удивить своих товарищей, отгадывали загадки, читали стихи, пели песни о цветах. И вскоре всем классом посетили городскую выставку цветов.
В этой школе цветы — предмет исключительной заботы. По традиции за ними ухаживают первоклассники. В этом свой смысл — приобщение к красивому с самого раннего возраста.
Большое место в развитии наблюдательности занимает работа с популярными картинами русских и советских художников. Учащиеся уже во IIклассе научились хорошо читать картины.
Представляет интерес ведение учащимися дневников наблюдений за природой и трудом людей. Задания по наблюдениям постепенно усложняются и по возможности разнообразятся. Ведь однообразная организация наблюдений, как показывает практика, быстро ослабляет внимание и интерес детей. Учитель периодически проверяет дневники и наиболее интересные записи зачитывает классу. Учащиеся пользуются своими наблюдениями и при составлении рассказов и сочинений.
Результаты наблюдений за жизнью класса и за своими товарищами обобщаются в сочинениях на такие темы: «Это мой класс» (IIкласс); «Рассказ о моем товарище» «Что я думаю о моем товарище» (IIIкласс). Эти сочинения говорят о том, что дети учатся видеть и ценить красивое не только в природе, но и в людях, в их поведении.
Хорошее средство для развития наблюдательности — экскурсии в музеи. Они особенно плодотворны, когда перед детьми ставятся вопросы, даются им задания для самостоятельных наблюдений, выделяются экспозиции, на которые следует обратить больше внимания. Учащиеся заранее должны знать и о том, к какой форме будут обобщены их наблюдения. Даже названия сочинений должны ориентировать их на самостоятельные наблюдения. Вот названия сочинений по материалам экскурсий: «Что нового узнал я в зоопарке», «Что интересного я увидел в музее воды» «Что я узнал в Саблино» (IIкласс); «Про Музей хлеба», «Мои впечатления от Русского музея»(IIIкласс), «Загадки музея почвоведения», «Прогулки по Эрмитажу» (IVкласс).
На экскурсии учащиеся каждый раз ходят по новому маршруту. Так они знакомятся со своим районом.
Бывает, что дети долго стоят перед каким-нибудь красивым зданием, с интересом осматривая его. Учитель обращает внимание учащихся не только на художественный рисунок, но и на конструкцию, на материалы, использованные в строительстве, на время, когда построено здание.
Осматривая архитектурные сооружения, учитель вначале больше рассказывает сама, учит находить особенности, красоту в каждом памятнике. Можно пользоваться такими приемами: описав архитектуру, цвет здания, предложить учащимся найти описанное здание на соседней улице. В дальнейшем можно показать учащимся ряд архитектурных зданий и задать вопросы: «Какое из них особенно привлекательно и почему? Чем два рядом стоящих здания отличаются друг от друга?»
А вот и гордость петербуржцев — Дворцовая площадь с прекрасным зданием Зимнего дворца. Учащиеся после осмотра приходят к выводу, что здание Дворца выделяется богатством скульптурных изображений, величавостью литых решеток.
Своеобразно и эффективно организуются в школе наблюдения за трудом людей. Учитель знает профессии родителей учеников. Совместно с родителями организовывает выездные экскурсии, посвященные труду взрослых. Во время наблюдений учащимся задавались вопросы: «Чем вам нравится труд …? Чем он отличается от труда рядом работающих …?» Из ответов можно понять, что человек работает красиво, т. е. быстро, ловко, аккуратно.Вместе с учителем дети приходят к выводу, что у тех, кто научился работать красиво, и результат работы красивый.
В заключение хочется отметить, что работа по развитию наблюдательности детей дает исключительно хорошие результаты.