Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Чуприна С.Л. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №145 г. Санкт-Петербург

 

Занятия по развитию наблюдательности детей начинаются с Iкласса, и на первый взгляд с самого простого. Учитель часто обращается к детям с такими вопросами: «Чем отличается этот рисунок от рядом висящего? Чего не хва­тает в костюме Игоря? А что вы можете сказать о поведении Саши? Какое изменение видите в классной комнате? Что нового обнаружили сегодня в школе? Что можете сказать   о   сегодняшнем   утре?   Какие   признаки   осени   вы   замечаете   в   эти  дни?»

Такие упражнения в развитии наблюдательности, нам кажется, обязательны, они доступны учащимся и вместе с тем не оставляют никого безучастным: каждый вынуж­ден искать, думать. Правда, первые наблюдения детей отличались поверхностностью и шаблонностью. Дети затруднялись найти в наблюдаемых объектах существенное, беспорядочно пере­числяли лишь внешние признаки. Но учитель то наводящими вопросами, то при­бегая к помощи более наблюдательных упорно учит замечать главное, учит устанавливать связи.

Большую помощь в этом оказывают систематические наблюдения за природой. Это намного облегчает работу, так как в природе всегда много красивого. А кра­сота, говорил А. С. Макаренко, «…самый могучий магнит... Бить на красоту — значит бить наверняка, поскольку стремление к   красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший    рычаг, которым можно повернуть человека к культуре».

Учитель часто проводит уроки на улице. Читая стихи о природе, предлагается детям найти описанное поэтом вокруг себя или даются разные задания, например: найдите интерес­ное в том, что вас окружает, а потом напишите об этом в сочинениях.

Не все дети сразу справляются с такими заданиями. Те, которым удается что-то найти, тут же оживляются. У некоторых внимание быстро переключается с одного предмета на другой. Они-то и нуждаются в помощи учителя. Учитель незаметно для других помогает таким детям: «А вы прислушайтесь, что вы слышите? А почему вы думаете, что это поет соловей? А вот кто там, совсем рядом, шипит? А что за буго­рок по соседству с той сосной? Говорят, муравьи очень сильные и выносливые. Идем, посмотрим». «Нравится ли вам та сосна, что стоит рядом с кудрявой березой? А еще какое дерево выделяется своей стройностью? А что мы еще можем сказать о ели?»

Кто-то из учащихся заметил синичку. И учитель рассказывает, что одна си­ничка может уничтожить за месяц более 8 тыс. личинок вредных насекомых, а за день съедает столько гусениц, что вес их превышает ее собственный.

Учащиеся любят такие прогулки, с удовольствием потом пишут сочинения, делают зарисовки. Сочинения отличаются содержательностью. В них мы находим мысли, выражающие отношение учеников к наблюдаемому. А это значит, что дети не остались безразличными к тому, что наблюдали (ведь безразличного, равнодуш­ного ученика никогда не научишь наблюдать).

О большой работе по наблюдению за природой говорит и разнообразная тема­тика сочинений: «Уж небо осенью дышало», «Первый снег», «Первый мороз», «Зим­ний лес», «Люблю грозу в начале мая», «Первый дождь», «После дождя», «По дороге в школу».

Только что прошел первый теплый весенний дождь. Появилось солнце. Как же вместе с детьми не восхищаться этой красотой! И учитель, прервав ненадолго урок, предлагает открыть окна, чтобы вдоволь подышать чудесным воздухом. И тут же говорит о чудодейственной силе первого дождя: его капли смывают толстый слой пыли с растений, и им легко дышится.

Весной прошлого года в классе был проведен Праздник цветов. Каких только цветов, открыток с цветами и книг о цветах не принесли дети на этот праздник! А сколько было сообщений, каждый старался удивить своих товарищей, отгадывали загадки, читали стихи, пели песни о цветах. И вскоре всем классом посетили город­скую выставку цветов.

В этой школе цветы — предмет исключительной заботы. По традиции за ними ухаживают первоклассники. В этом свой смысл — приобщение к красивому с самого раннего возраста.

Большое место в развитии наблюдательности занимает работа с популярными картинами русских и советских художников. Учащиеся уже во IIклассе научились хорошо читать картины.

Представляет интерес ведение учащимися дневников наблюдений за природой и трудом людей. Задания по наблюдениям постепенно усложняются и по возможно­сти разнообразятся. Ведь однообразная организация наблюдений, как показывает практика, быстро ослабляет внимание и интерес детей. Учитель периодически проверяет дневники и наиболее интересные записи зачитывает классу. Учащиеся поль­зуются своими наблюдениями  и  при составлении рассказов и сочинений.

Результаты наблюдений за жизнью класса и за своими товарищами обобщаются в сочинениях на такие темы: «Это мой класс» (IIкласс); «Рассказ о моем товарище» «Что я думаю о моем товарище» (IIIкласс). Эти сочинения говорят о том, что дети учатся видеть и ценить красивое не только в природе, но и в людях, в  их поведении.

Хорошее средство для развития наблюдательности — экскурсии в музеи. Они особенно плодотворны, когда перед детьми ставятся вопросы, даются им задания для самостоятельных наблюдений, выделяются экспозиции, на которые следует обратить больше внимания. Учащиеся заранее должны знать и о том, к какой форме будут обобщены их наблюдения. Даже названия сочинений должны ориентировать их на самостоятельные наблюдения. Вот названия сочинений по материалам экскурсий: «Что нового узнал я в зоопарке», «Что интересного я уви­дел в музее воды» «Что я узнал в Саблино» (IIкласс); «Про Музей хлеба», «Мои впечатления от Русского музея»(IIIкласс), «Загадки музея почвоведения», «Прогулки по Эрмитажу» (IVкласс).

На экскурсии учащиеся каждый раз ходят по новому  маршруту.  Так  они  знакомятся  со  своим  районом.

Бывает, что дети долго стоят перед каким-нибудь красивым зданием, с интере­сом осматривая его. Учитель обращает внимание учащихся не только на художе­ственный рисунок, но и на конструкцию, на материалы, использованные в строитель­стве, на время, когда построено здание.

Осматривая архитектурные сооружения, учитель вначале больше рассказы­вает сама, учит находить особенности, красоту в каждом памятнике. Можно поль­зоваться такими приемами: описав архитектуру, цвет здания, предложить учащимся найти описанное здание на соседней улице. В дальнейшем можно показать учащим­ся ряд архитектурных зданий и задать вопросы: «Какое из них особенно привлека­тельно   и   почему?   Чем два рядом стоящих  здания отличаются друг от друга?»

А вот и гордость петербуржцев — Дворцовая площадь с прекрасным зданием Зимнего дворца. Учащиеся после осмотра приходят к выводу, что здание Дворца выделяется богатством скульптурных изображений, величаво­стью литых решеток.

Своеобразно и эффективно организуются в школе наблюдения за трудом людей. Учитель знает профессии родителей учеников. Совместно с родителями организовывает выездные экскурсии, посвященные труду взрослых. Во время наблюдений учащимся задавались вопросы: «Чем вам нравится труд …? Чем он отличается от труда рядом работающих …?» Из ответов можно понять, что человек работает красиво, т. е. быстро, ловко, аккуратно.Вместе с учителем дети приходят к выводу, что у тех, кто научился работать красиво, и результат работы красивый.

В заключение хочется отметить, что работа по развитию наблю­дательности детей дает исключительно хорошие результаты.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»