Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Модель организации наставничества среди
воспитателей учебных курсов в СПб КВК

Сухарев Игорь Васильевич, старший воспитатель
ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
имени князя Александра Невского», г. Санкт-Петербург
В настоящее время наставничество является одним из приоритетных направлений федеральной образовательной политики.
Как старший воспитатель ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского» (далее по тексту – СПбКВК) я отвечаю за организацию деятельности наставников. И наставничество здесь рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания молодому воспитателю от более опытного специалиста, формировать необходимые навыки в работе, оказывая при этом педагогическую поддержку, суть которой – помочь воспитателю в преодолении тех барьеров, которые в начальное время будут вставать перед ним и которые трудно преодолеть самостоятельно. 
Для эффективной организации воспитательного процесса в довузовских образовательных учреждениях Министерства Обороны Российской Федерации необходима высокая профессиональная компетенция воспитателя. Качество воспитания кадет напрямую зависит от квалификации педагога, постоянного роста его профессионального мастерства.
Начинающий воспитатель учебного курса в кадетском корпусе с первого дня работы имеет такие же обязанности и несет такую же ответственность, как и воспитатель с многолетним стажем.  Чаще всего на должность воспитателя в кадетский корпус приходят работать люди, имеющие  огромный опыт службы в войсках, офицерское воинское звание, опыт работы с подчиненными, прошедшие профессиональную переподготовку по направлению «образование и педагогика». Но для работы воспитателем учебного курса этого недостаточно.  Именно в этот первоначальный период, в процессе становления на должность, должен качественно поработать воспитатель-наставник.  Если этого не сделать, не поддержать, не научить молодого коллегу, то можно упустить момент, когда неуверенность, сомнения в собственных силах и профессиональной подготовке перерастут в разочарование в выбранной профессии.
Моя задача как педагога, имеющего достаточный опыт работы в СПбКВК, эффективно и качественно организовать в подразделении работу наставников. Результат данной работы должен выглядеть так:
  • в кратчайшие сроки вновь прибывший работник введен в курс дела,
  • новому сотруднику оказана помощь в адаптации к работе в должности воспитателя учебного заведения,
  • воспитатель понимает требования к работе, знает свои должностные обязанности и грамотно принимает решения в любой возникшей ситуации.
Давайте рассмотрим модель организации наставничества в нашем кадетском военном корпусе:
I этап. Беседа с прибывшим педагогическим работником, первое представление о нем. Беседа обычно включает следующие вопросы:
  • почему выбрал профессию воспитателя,
  • есть ли опыт педагогической работы,
  • как относится к воспитанию подростков,
  • как относится к регламенту рабочего времени,
  • мобильность, сколько времени будет тратиться на дорогу,
  • семейное положение,
  • политическая грамотность, отношение к происходящему в стране, гражданская позиция. 
Важен внешний вид и опрятность претендента на момент первого знакомства, состояние здоровья, уровень физической подготовки и т.д.
Если кандидат соответствует требованиям нашей образовательной организации, то переходим к следующему этапу.
II этап.  Представление кандидата на должность воспитателя учебного курса вышестоящему руководству кадетского корпуса.
III этап. Оформление документов, прохождение медицинской комиссии, прием на работу.
IV этап. Ознакомление работника с должностными обязанностями, условиями труда, регламентом рабочего времени, правилами и едиными требованиями, предъявляемыми к постоянному и переменному составу корпуса, распорядком дня кадет.
На данном этапе очень помогает созданная мной ранее методическая разработка, которая носит название «Единые требования к распорядку дня и внутреннему порядку в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе». Настоящая методическая разработка включает в себя требования на основе приказов Министра обороны Российской Федерации, положений Устава кадетского корпуса, а также требований начальника кадетского военного корпуса с учетом особенностей организации учебного процесса и жизнедеятельности в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе.
Основной целью при создании данной разработки явилось изложение основных положений поведения воспитанников корпуса по выполнению распорядка дня, поддержанию внутреннего порядка, выполнению требований Устава корпуса и соблюдения общего порядка в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе. Адресовано это методическое руководство к кадетам, проходящим обучение в корпусе, а также к их руководителям: педагогам, воспитателям. Данная методическая разработка подготавливает воспитателя к исполнению им должностных обязанностей.
Следующий этап – непосредственно переход к практической стажировке.
V этап. Закрепление прибывшего работника за учебным взводом и стажировка с опытным воспитателем учебного курса, который будет являться его наставником. Это практический этап, где наставник непосредственно личным примером показывает правильное выполнение служебных обязанностей воспитателя учебного курса, разъясняет выполнение кадетами элементов распорядка дня, а также знакомит молодого воспитателя с воспитанниками, рассказывая про каждого члена детского коллектива, раскрывая его особенности, сильные и слабые стороны. Проходит знакомство воспитателя с преподавателями учебных предметов, преподавателями дополнительного образования, родителями и законными представителями воспитанников. Проходит и ознакомление с ведением воспитателем взводной документации, ознакомление с маршрутными листами каждого воспитанника взвода.
VI этап. Процесс развития профессиональных умений, накопления воспитателем опыта, поиск лучших методов работы, формирование своего стиля работы. На данном этапе наставник организует своему сопровождаемому посещение воспитательных мероприятий коллег, посещение открытых воспитательных занятий, беседы с членами методического объединения. Все это работает на формирование стиля работы воспитателя, когда складывается своя система работы с воспитанниками. Воспитатель повышает свою квалификацию, внедряет в работу новые педагогические технологии, занимается саморазвитием, личностным совершенствованием, обобщает приобретенный опыт работы.
На всех вышеперечисленных этапах непосредственно принимаю участие и я, как командир подразделения, старший воспитатель и наставник.
Система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена поддержка молодого воспитателя более опытным профессионалом, оказывается теоретическая и практическая помощь. При этом выигрывают все: наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, а прибывший на работу молодой воспитатель получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень.
Считаю, что такой порядок работы с молодыми специалистами, такая модель организации наставничества среди воспитателей учебных курсов довузовских образовательных организаций Министерства Обороны Российской Федерации приносит положительный результат. И с каждым годом в нашем кадетском военном корпусе пополняется штат высокообразованных, преданных своему делу педагогов, которые воспитывают молодое поколение в духе преданности своему Отечеству, готовности прийти на помощь близким и в любой момент защитить свою Родину.
И эти слова имеют под собой основание:
Сейчас, как никогда, наши выпускники показывают свое мужество и героизм при выполнении воинского долга, участвуя в военной операции по освобождению Донбасса от нацистов. Мы знаем, какие подвиги они совершают.
Мой выпускник Валерий Храмов, действуя в составе оперативной группы российских военнослужащих, выполнял задачи по артиллерийскому поражению противника. В результате мужества и самоотверженности майора Валерия Храмова на направлении наступательных действий было нанесено огневое поражение 74 объектам противника. Вот наша гордость!
Это результат и нашего труда – труда воспитателей ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус имени князя Александра Невского».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»