Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриотизм сегодня

Малахов Вадим Павлович
Совсем недавно патриотизм многие понимали, как любовь к своей родине, то место где ты родился и вырос. Но сегодня это понятие уходят на вторые роли. Воспитание обучающихся согласно существующего строя все больше приобретает политические оттенки — когда патриотизм является как личное чувство, а как долг, обязанность для государства. Иначе говоря, воспитанные в патриотических чувствах молодые люди должны быть готовы бороться с врагами и защищать Родину с оружием в руках. Наиболее четко это стало проявляться в последние года — в связи с украинскими событиями. Нужна была массовая поддержка принятых этих решений, идеология. И это сработало. Но в последнее время у обучающихся - несколько изменилось отношение к патриотично настроенным людям. Появилось определенное разочарование. Раскол, который произошел во многих молодежных группах и в семьях у молодых людей, после событий на Украине никуда не ушел. Не то чтобы он усилился, но происходит какое-то дробление в самых разных молодежных средах и компаниях. То есть абсолютного, единого патриотического порыва не существует. Соцопросы об усилении патриотизма подвергаются серьезной профессиональной критике. Можно сказать, что ответ зависит от того, в какой форме задается вопрос. От конкретной ситуации, от политической атмосферы. Обычное анкетирование просто фиксирует внешние проявления, некие сиюминутные реакции обучающихся, а не копает глубоко. Студенты часто хотят присоединиться к большинству, чтобы не выглядеть маргиналами. Но если более серьезно исследовать проблему патриотизма — видно, что среди обучающихся существуют самые разные мнения. Мы не можем говорить про всех. Это не монолит. С одной стороны, мы видим в обществе рост энтузиазма в отношении воинской службы. Часто это используется в репортажах пропагандистского характера. Но рост популярности службы в армии или в силовых структурах может быть связан с разными вещами: сложностями на рынке труда, доступностью образования, с местом жительства человека. Взгляды тех, кто живет в глубинке, могут значительно отличаться от мнений жителей крупных городов. Но если мы возьмем средний класс или студенчество, то увидим, что там идеи жертвенности непопулярны. Особенно в столицах — в Москве и в Санкт-Петербурге. Молодежь там тоже говорит о необходимости воевать и сражаться за родину, но это скорее слоганы, риторические ходы, за которыми не всегда стоит реальная готовность. Это продуманная политика, и в определенных кругах она имеет успех. Патриотизм милитаристского типа не может стать национальной идеей. Он просто не соберет под своими лозунгами большинство. Обучающиеся с недостаточным уровнем образования, а также социальные слои, в той или иной степени лишенные возможности получить иной статус в бизнесе, образовании, культурном пространстве. Для них демонстрация подобного патриотизма — своего рода социальный лифт. Можно говорить о достаточно широком распространении патриотизма имперского толка: гордость за свою страну, ее размеры, природные богатства, за историю. Но это не просто радость, что ты здесь живешь, а ощущение, что у тебя есть некие преимущества — особенно перед маленькими, «молодыми» государствами. обучающиеся могут испытывать патриотическую гордость за Россию, обучаясь в Оксфордском университете. Когда не стало Советского Союза. многие тогда получили возможность поехать за границу, во всех молодых компаниях появились те, кто был там — как турист или на учебе. Открылся мощный поток информации, в том числе американское кино, телепроекты, телемосты, начали открываться интернет-кафе и т.д. И транслируемая картина сильно била по само-восприятию, самоуважению молодых россиян. Выстроилась целая защитная схема: тут у нас, конечно, не очень, зато у нас самое лучшее образование, зато мы умеем правильно отдыхать, зато русские душевные и гостеприимные, зато мы улыбаемся искренне, а не фальшивим, как остальные. И этот обиженный патриотизм никак не мешал выбирать западные культурные продукты — американское кино, английскую рок-музыку, скандинавский «металл» и т.д. Сейчас активно пропагандируется негативное отношение к Западу это тоже непростой вопрос. В отношении к Европе, Америке проявляется определенная двойственность. Для многих молодых людей как бы существуют два параллельных мира. Они могут испытывать определенные негативные чувства, например, к Америке, и в то же время с удовольствием смотреть американские фильмы. Могут критиковать Англию, но усердно учить английский, чтобы читать и смотреть сериалы в оригинале, с удовольствием и с интересом общаться с американскими друзьями. Мечтают уехать учиться за границу, работать там. Но здесь, конечно, большую роль играет география — у провинциальной молодежи антизападный настрой сильнее. критика Запада и его ценностей для многих — просто игра. Это очень интересный процесс. Мы пытаемся следить за тем, как молодые люди совмещают в себе противоположные по смыслу и ценностям понятия. Часто сталкиваемся с тем, что у молодого человека, настроенного ксенофобски, есть близкий друг, например, из Армении. Или демонстрируемая гомофобия не мешает кому-то чувствовать себя комфортно в обществе представителей сексуальных меньшинств. Близкий мир человека и мифический медийный существуют параллельно. В советское время двоемыслие было укоренено в нескольких поколениях. Советский человек понимал, что существуют два мира — со своими словами, ритуалами, правилами. И люди искренне верили и в тот, и в другой мир, существовали в них относительно комфортно. Человек мог на комсомольском собрании от всей души кого-то критиковать за аморальное поведение, а после идти к любовнице. И эти параллельные пространства не соприкасались. Сегодня эти миры только формируются. Современный двойной мир — это скорее демонстрация лояльности. Риторика, не всегда подкрепляемая конкретными действиями. Очень часто мне отвечали обучающиеся: «Я люблю Россию, но доверяю государству». Здесь срабатывает низкий уровень доверия (кстати, не только среди молодежи) к государственным институтам. Однако вне конкуренции по-прежнему остается доверие к президенту Путину, это отдельный феномен. В любом государстве развитие патриотических программ — важная составляющая формирования национальной идентичности. Поддержка патриотических чувств важна для сохранения государственного суверенитета, целостности, сохранности государственных границ. Как говорил один французский социальный ученый, патриотизм нужен был для того, чтобы из крестьян сделать французов. Другое дело — какие при этом используются приемы. С патриотизмом в рамках молодежной политики нужно обращаться очень аккуратно. Преувеличенная имперская гордость формирует высокий уровень ксенофобии. Но люди все равно будут активно перемещаться по миру, это современные реалии. Поэтому конфронтация межэтнических отношений не только нежелательна, но и крайне опасна. Когда патриотизм превращается почти в религию и не дополнен критическим отношением к прошлому, в том числе к войне, это чревато. Сейчас в этом отношении определенный перебор: патриотизм начинают включать в школьные и вузовские программы, начинают переписывать и чистить списки для чтения обязательной литературы, цензурировать спектакли. Опасно делить нацию на патриотов и не-патриотов, или еще больше — истинных патриотов и неистинных. В советское время доходило до того, что люди могли получить срок за отсутствие патриотизма. Мы знаем, к чему это привело.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»