Ассоциативное моделирование в дизайне костюма
Волкова Галина Валентиновна, педагог-тьютер, руководитель ОДОД ГБОУ СОШ №508
с углублённым изучением предметов «Искусство» и «Технология» г. Санкт-Петербурга
Представлен опыт работы по образовательной программе профессионально-ориентированного обучения, специальность «Дизайн костюма» ГБОУ СОШ № 508 с углублённым изучением предметов «Искусство» и «Технология».
Данное пособие предназначено для педагогов-тьютеров профильных учебных заведений художественно-технологического направления, а также может быть использовано в творческой досуговой деятельности.
Тема предлагается на 3-ем году обучения по специальности «Дизайн костюма» (срок реализации образовательной программы – 4 года, возраст обучающихся 14 –17 лет).
Работа по теме состоит из следующих этапов:
I. Предварительный этап:
- Общее понятие об ассоциации.
- Художественная ассоциация.
- Ассоциация в дизайне.
II. Основная часть: ассоциация в дизайне костюма - создание ассоциативного образа (см. приложения).
1. Средства выражения ассоциативного образа:
- ·выполнение эскизов - упражнений на темы: явлений природы, времена года, формы растительного и животного мира;
- ·графическое решение (силуэтное, линеарное);
- ·колористическое решение.
2. Выполнение творческой (итоговой) работы.
Этапы выполнения:
- выбор темы, выполнение зарисовок;
- выполнение вариантов эскизов моделей одежды;
- создание композиций на основе отобранных эскизов;
-
выполнение композиции на планшетах (возможны варианты выполнения заданий в технике коллаж из бумаги или тканей, в технике бумажной пластики);
- создание творческого портфолио;
- защита итоговой работы на Художественном Совете.
Итоговая работа является основой творческого портфолио обучающегося.
Цель итоговой работы: развитие творческих способностей детей, потребности в созидательной деятельности и самореализации.
Задачи:
- научить понимать образную природу искусства,
- создавать художественные образы, использовать в своем творчестве полученные знания и умения,
- совершенствовать умения в стилизации художественной формы, переработке реальных форм в плоскостное (или объёмное в бумажной пластике) декоративное изображение,
- представлять результаты своей деятельности.
Итоговая работа состоит из двух частей: пояснительной записки и проектной части.
Пояснительная записка должна содержать портрет-эссе автора, введение, в котором указывается цель работы и обзор выполненных работ, должны быть освещены такие понятия, как: дизайн, ассоциации, роль ассоциативного образа в костюме.
В основной части представляются рабочие материалы, раскрывается тема, выбранная для проектирования. Проектная часть включает в себя создание эскизов серии комплектов одежды на основе выбранной темы.
Авторская рефлексия содержит анализ и самооценку процесса обучения, проведенной работы и ее результата.
На Художественный Совет итоговая работа представляется в виде творческого портфолио, в котором содержатся отзывы педагогов на выполненную творческую работу, а также рецензия педагога-тьютера.
При использовании проблемно - игровой технологии в защите итоговой работы, в качестве заказчика выступают члены Художественного совета, а в качестве исполнителя – обучающийся.
На этом этапе обучающиеся должны убедительно обосновать выбранную технику исполнения, её соответствие теме, понимание образного решения задачи, изложить этапы работы над данной темой и быть готовыми к ответам на вопросы членов Художественного совета.