Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Военно-профессиональная ориентация
воспитанников на начальном этапе обучения
в кадетском классе ГБОУ СОШ № 145

Щербович Виктор Анатольевич,
кандидат педагогических наук
 Содержание
  1. Аннотация………………………………………………………………..2
  2. Введение……………………………………………… …………………2
  3. Основная часть:
- методический паспорт внеурочного воспитательного
мероприятия «Танковая дуэль»…………………………………………5
  1. Заключение……………………………………………………………...11
Литература…………………………………………………………………11

Аннотация
В настоящей методической разработке представлены основные методические и практические вопросы организации процесса военно-профессиональной ориентации воспитанников кадетского класса для достижения нового качества образовательных результатов. Освещен порядок работы и выработаны рекомендации участникам образовательного процесса – воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям и самим воспитанникам.
Введение
Актуальность. Выбор военной профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями специальности и индивидуальностью. Такой подход стали называть «диагностическим» и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. При этом полностью игнорировался тот факт, что мир военных профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые ими к выпускнику, желающему обучаться в ВУЗах, неуклонно меняются.
В настоящее время все более остро встает вопрос о военно-профессиональной ориентации. С каждым годом совершенствуются вооружение и военная техника, что часто приводит к увеличению физиологической и психологической нагрузки на военного специалиста. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами.
Военно-профессиональная ориентация – неотъемлемая часть образовательной деятельности с воспитанниками, т.к. осознанный выбор военной профессии (специальности) способствует гармоничному становлению личности офицера и гражданина, его развитию в общественной среде, более эффективному использованию своих личностных качеств в жизни общества, в деле защиты своего Отечества.
Выбор военной специальности предопределяет (для дальнейшего обучения) ВУЗ или перечень ВУЗов, необходимых для получения соответствующего военного образования, что в свою очередь ведет к выбору кадетом профиля обучения в довузовском образовательном учреждении и предметов по выбору для государственной итоговой аттестации.
Целью данной методической разработки является:
  • формирование военно-профессиональной направленности личности;
  • развитие способности кадет осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военными специальностями.
  •  
1. Воспитательная:
- воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа;
- побуждать интерес к овладению военной профессией.
2. Образовательная: расширить знания у воспитанников о военных специальностях, о структуре Вооруженных сил, видах и родах войск, истории их создания и предназначение.
3. Развивающая:
- формировать активную жизненную позицию;
- способствовать формированию интереса к военным специальностям. 
При подготовке и проведении мероприятий будут использованы следующие технологии:
- информационно-коммуникационные технология;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- развивающее обучение;
- исследовательская и проектная деятельность. 
Формы работы с воспитанниками по реализации задач:
1. Просмотр кинофильмов (художественных, документальных) по военной тематике.
2. Чтение художественной и научно-популярной литературы (история и т.п.) и обсуждение ее в коллективе.
3. Встречи с представителями военных профессий.
4. Встречи с выпускниками корпуса – курсантами ВВУЗов.
4. Посещение военно-исторических музеев и обсуждение результатов посещения.
5. Участие в конкурсах военно-профессиональной направленности.
6. Участие в состязаниях военно-прикладной направленности.
7. Активное участие в корпусных мероприятиях, посвященных дням воинской славы военно-профессиональной направленности.
8. Участие в проектной деятельности, посвященной военным династиям, памяти предков – участников военных событий.
9. Проведение тематических круглых столов.
10. Работа в секциях дополнительного образования, мотивирующих воспитанников посвятить свою жизнь военному делу в конкретной военной специальности и др.
С родителями:
1. Ознакомление родителей с целями и задачами военно-профессиональной ориентации.
2. Ознакомление с традициями и жизнью Вооруженных сил РФ.
3. Индивидуальная работа с родителями по определению военно-профессиональных предпочтений в выборе будущей профессии обучающимися, в том числе на основе семейных традиций.
4. Привлечение к активному участию в, к организации экскурсий в военно-исторические музеи и на выставки, к организации встреч со специалистами различных военных профессий.
При организации и проведении мероприятий военно-профессиональной ориентации следует иметь ввиду, что каждое мероприятие проходит в три этапа:
А) Подготовительный (Организационный). Подготовка и планирование мероприятия в соответствии с целями и задачами, выбор средств, методов и приемов, подготовка организаторов и исполнителей, намеченного мероприятия.
Б) Основной (Практическая деятельность). Проведение мероприятия в соответствии с согласованным и утвержденным планом.
В) Заключительный (Анализ и контроль качества). Определение эффективности и действенности проведенного мероприятия, коррекция планов в соответствии с ситуацией, психологическая и педагогическая поддержка при самоопределении кадета по отношению к военно-профессиональной деятельности.
Материально – техническое база: ПК, Интернет-ресурсы, интерактивная доска, аудио-, видеосистемы, библиотека школы, фото- и видеокамеры, слайды; указка; столы; слайды, и др. материал; стулья; музыкальное сопровождение. 
В ходе проведения мероприятий планируется сформировать следующие компетенции:
  1. Совершенствовать знания истории своего Отечества, получить дополнительные знания об истории становления и развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
  2. Воспитывать любовь к Родине, гордость за её историческое прошлое.
  3. Формировать чувства уважения к ветеранам.
  4. Способствовать формированию ответственности за своё будущее и будущее своей страны.
  5. Формировать умение выразительно читать стихи, раскрепощенно чувствовать себя на сцене перед аудиторией.
  6. Сформировать потребность дальнейшего профессионального образования в ВУЗах Министерства обороны Российской Федерации. 
Методический паспорт внеурочного мероприятия
(образец) 
СЦЕНАРИЙ
воспитательного мероприятия с кадетами ГБОУ СОШ №А145,
приуроченного Дню танкиста «Танковая дуэль» 
Цель: Профессиональная ориентация воспитанников.
Задачи:
  1. Рассказать воспитанникам о главной ударной силе Сухопутных войск ВС РФ;
  2. Рассказать кадетам о подвигах героев-танкистов в годы Великой Отечественной войны. Показать роль и профессионализм командира в достижении победы над врагом;
  3. Воспитывать интерес к овладению будущей профессии.
 
Дата проведения: ___________
Время проведения: ___________
Место проведения: _____________
Обеспечение занятия: сценарий, презентация, художественный фильм «Экипаж машины боевой».
Ход мероприятия
звучит песня «Три танкиста» слова Б.С. Ласкин
музыка братьев Даниила и Дмитрия Покрасс.
Патриотизм – это чувство сопричастности
к судьбам своей Родины,
готовности служить ей, защищать ее интересы
(Д.С. Лихачев)
Воспитатель Щербович В.А.: «Три танкиста» - популярная советская песня о войне. Она написана в 1939 году и является неформальным гимном пограничных и танковых войск СССР и России. Впервые песня была исполнена Николаем Крючковым в кинофильме «Трактористы» вскоре после боёв на Халхин-Голе, позднее её исполняли многие известные исполнители и коллективы.
По легенде, экипаж из песни имеет реальный прототип - это танк БТ-7, участвовавший в боях у озера Хасан. Командиром экипажа был Василий Михайлович Агарков.
Во время Второй мировой войны Василий Агарков в звании политрука воевал на территории Украины, где получил первый орден Отечественной войны 2-й степени. Затем на реке Висла был тяжело ранен и выбыл из строя. Был представлен к званию Героя Советского Союза.
Воспитатель Щербович В.А.: Товарищи кадеты, как вы думаете, о чем сегодня наше мероприятие?
Ответы кадет.
Воспитатель Щербович В.А.: Точнее, о профессиональном празднике – Дне танкиста. В ходе нашего мероприятия я и кадеты 1 взвода расскажут об этом празднике, и самое главное расскажут о подвиге танкистов в годы Великой Отечественной войны и поддержания конституционного порядка на Северном Кавказе.
Кадет З. Ежегодно День Танкиста в России отмечается каждое второе воскресенье сентября, в 2022 году праздник выпадает на 11 число.
История праздника.
Изобретение бронированных машин относят к началу ХХ века, над ними работали одновременно несколько стран. В Российской Империи наш соотечественник Василий Менделеев, сын известного русского химика, в период с 1911 по 1915 годы проектировал тяжелую бронированную машину, которая вполне могла стать прототипом современных танков. Причем делал он это на голом энтузиазме, в свободное от основной работы время. Однако армия и власти идеей не заинтересовалась, что не отменяет того факта, что Менделеев-младший первым в стране и одним из первых в мире предложил проект сверхтяжелого танка.
Отечественное танкостроение берет начало уже в СССР. Днем рождения первого русского танка считается 31 августа 1920 года - именно в этот день в цехах Нижнего Тагила завершили производство Танка М (малого), который являлся копией одной из английских машин.
Танкостроение в Советском Союзе стало развиваться быстро, что впоследствии оказало огромное влияние на исход Второй Мировой войны.
Воспитатель Щербович В.А.: Традиции праздника
День танкиста - международный праздник, его отмечают в России и странах бывшего СССР: Белоруссии, Украине, Казахстане. В этот день поздравляют не только служащих танковых войск, но и танкостроителей, инженеров и техников.
Кадет Д. Я расскажу об одном из подвигов танкистов, который произошел во время Курской битвы.
А дело было так: командир немецкого танка T-V «Пантера» выходит на волну радиостанции одного Т-34 из танковой бригады Воронежского фронта, называет «тридцатьчетверку» колхозным трактором и предлагает командиру советского танка рыцарскую дуэль – один на один.
Командир «тридцатьчетверки» старшина Александр Милюков и его экипаж принимают вызов.
Гитлеровец был в более выгодных условиях: 76-мм пушка Т-34 не брала лобовую броню «Пантеры», а немецкий танк мог сжечь тридцатьчетверку» чуть ли не с двух километров, а с тысячи метров уж наверняка.
Успокаивало то, что местность для поединка давала шанс экипажу на успех, она была безлесой, но имелись балки и овраги. А «тридцатьчетверка» – это скорость, маневренность, куда там «Пантере» до нее. Словом, успех в поединке зависел от мастерства двух экипажей. От того, кто первым обнаружит противника, кто первым нанесет прицельный выстрел, кто сумеет вовремя увернуться и от многого, многого другого.
Для нашего экипажа главное было – любыми способами приблизиться к «Пантере» на дистанцию 300-400 метров, тогда можно огневую дуэль вести на равных. Но немец-то не будет ждать, значит метров 700 метров «тридцатьчетверке» придется идти под его прицельным огнем.
Милюков сел за рычаги танка и стал выдвигаться к «Пантере», экипаж которой стал вести прицельный огонь по Т-34. Зная, что между выстрелами 12 секунд, Милюков стал маневрировать и делать остановки, затем увеличивал скорость и тем самым избежал прямого попадания.
Немецкий ас посылал снаряд за снарядом, но «тридцатьчетверка» была неуязвима, она «росла» в прицеле неестественно быстро. И нервы у немца не выдержали, «Пантера» стала отступать. «Струсил, гад!» – кричал Милюков, – «Даю скорость!» Танк противника пятился назад. В том, что в нем сидел настоящий ас, наши танкисты убедились еще раз. Ни разу немец не подставил борт или корму. И только раз, когда перед отступающей «Пантерой» оказался спуск, она, задрав пушку, на секунду показала днище. Этой секунды и хватило для того, чтобы наводчик - Семен Брагин влепил бронебойным в ее уязвимое место. Немецкий танк охватило пламя, «Пантера» заносчивого немецкого аса горела.
Уже после боя отважной четверке скажут, как внимательно за поединком наблюдали с советской и немецкой сторон – за то время не было произведено никем ни одного выстрела, кроме участников дуэли. Наблюдали с тревогой и любопытством – наиредчайший случай рыцарской дуэли в двадцатом веке.
По окончании рыцарской дуэли бой разгорелся уже между подразделениями, и экипаж Милюкова вновь праздновал победу, да какую! «Тридцатьчетверка» встретилась с 3 «Тиграми», сожгла их, а затем раздавила вместе с расчетами несколько артиллерийских орудий… За годы боевых действий экипаж уничтожил 6 «Тигров» и одну «Пантеру».
В июне 1945-го за проявленные мужество и героизм командиру танковой роты – младшему лейтенанту Милюкову присвоено звания Героя Советского Союза.
После войны он работает на Одесской киностудии. По его сценарию снят захватывающий фильм «Экипаж машины боевой».
Кадет Ю. Я расскажу о другом герое-танкисте старшем лейтенанте Зиновие Колобанове.
Шел второй месяц войны. После непрерывных боев под Псковом, Кингисеппом и Лугой, дивизия сдерживала натиск немцев, подошла к городу Красногвардейску (ныне Гатчина). Красногвардейск - важный узел железнодорожных и шоссейных дорог на подступах к Ленинграду. Обстановка складывалась для нас крайне неблагополучно. Части, обороняющие рубеж на реке Луге, были отрезаны от главных сил. Другие - с тяжёлыми боями отходили к Ленинграду.
19 августа 1941 года рота З.Г. Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступавшему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки.
Этого же дня, оценив вероятные пути движения немецких войск, Колобанов направил два танка на лужскую дорогу, два - на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге. Место для танковой засады было выбрано таким образом, чтобы прикрыть сразу два возможных направления: противник мог выйти на дорогу на Мариенбург по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. Поэтому танковый окоп для тяжелого танка КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова был устроен всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту.
На следующий день, 20 августа 1941 года, около 14:00 по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж Колобанова пропустил беспрепятственно, чтобы дождаться подхода основных сил противника. Затем появилась колонна, состоявшая из 22 лёгких танков.
Выждав, пока головной танк колонны поравняется с двумя берёзами на дороге, Колобанов дал команду на поражение. После первых трех выстрелов экипажа Колобанова, три танка противника располагались соответственно в голове, хвосте и в середине колонны. На узкой дороге, по обеим сторонам которой находилось болото, образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали на обочину и попадали в болото, где, полностью лишившись подвижности, могли только вести огонь из башен. В горевших танках противника стал взрываться боекомплект. Отдельные немецкие танкисты вели ответный огонь.
За час боя экипаж Колобанова подбил все 22 танка в колонне.
После боя на КВ-1 Колобанова насчитали более сотни следов попаданий.
В результате экипажем старшего лейтенанта Колобанова было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника (в том числе: экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева - 8; младшего лейтенанта В.И. Ласточкина - 4; младшего лейтенанта И.А. Дегтяря - 4; лейтенанта М.И. Евдокименко - 5). В этот же день ротой были еще уничтожены: одна легковая машина, артиллерийская батарея, до двух рот пехоты и один мотоциклист противника был взят в плен.
В сентябре 1941 года за этот бой все члены экипажа З.Г. Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Однако в штабе Ленинградского фронта награда Колобанову была кем-то снижена до ордена Красного Знамени, а командиру орудия старшему сержанту Усову до ордена Ленина. Наградные листы с зачёркнутыми красным карандашом представлениями к званию Героя Советского Союза ныне хранятся в ЦАМО РФ.
Кадет Ц. Я расскажу о подвиге командира танковой роты старшем лейтенанте Ахпашева Игоря Николаевича.
В январе 1995 года танкисты под командованием старшего лейтенанта Ахпашева прикрывали мотострелковые части и выбивали боевиков из укреплений в городском бою в Грозном. Ключевой позицией боевиков было здание Совета Министров Чечни. Игорь Ахпашев, применяя огонь и тактические действия, на своем танке прорвался к зданию, уничтожил основные огневые точки боевиков, обеспечил дорогу десантной группе и мотострелкам. Но выстрелом из гранатомета боевики остановили ход боевой машины, дудаевцы окружили танк. Ахпашев продолжил бой в горящем танке и погиб, как герой - сдетонировал боезапас.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении спецзадания, гвардии старшему лейтенанту Игорю Владимировичу Ахпашеву присвоено звание Героя РФ, посмертно.
Воспитатель Щербович В.А.: Блиц опрос:
  1. Где состоялась танковая дуэль Т-34 и «Пантеры».
  2. Сколько бронеобъектов уничтожил экипаж старшины Милюкова.
  3. За счет чего экипаж Т-34 смог уничтожить фашистскую «Пантеру».
 
Воспитатель Щербович В.А.: Интересные факты о танках и танкистах
1. Впервые в истории о танках говорил еще Леонардо да Винчи. В XV веке он описывал закрытые железные колесницы, которые смогут прорывать оборону противника.
2. Первый танк, который использовала Англия в военных действиях, назывался Марк-1, но у него было несколько прозвищ: «Большой Вилии» в честь одного из создателей, «Мать» - он являлся прародителем всех известных нам сегодня танков, «Стоножка» - из-за гусеничного механизма передвижения.
3. В СССР и других странах в ХХ веке долгое время разрабатывалась концепция летающих танков. Некоторые наиболее удачные образцы смогли подняться в воздух, но на практике нигде не применялись.
4. На вооружении РА имеются плавающие танки ПТ-76.
5. В начале Великой Отечественной войны ресурсы СССР были сильно ограничены, танков не хватало. Поэтому иногда в ход шли обычные тракторы, обшитые броней. Их бросали в бой по ночам, включив фары и сирены, и психологический эффект от такого представления нельзя было переоценить: враг обращался в бегство. Такие тракторы прозвали НИ-1, что расшифровывалось как «На испуг».
6. Союзники из США называли знаменитый советский танк Т-34 Микки Маусом - крышки башенных люков, расположенные на крыше, напоминали уши известного мышонка.
ЦИФРЫ
20000 танков насчитывается в России (по состоянию на 2017 год).
188 тонн весит самый тяжелый в мире танк - немецкая машина «Маус».
1 метр - ширина самого маленького в мире танка «Барсук», который может поместиться в лифт, обладая при этом броней и внушительной огневой мощью.
  1. Подвиги и отвага танкистов не раз становились центральными сюжетами для произведений искусства. Художественные фильмы о танкистах в нашей стране стали по-настоящему народными. Речь идет о таких картинах как «Жаворонок» (1964), «На войне как на войне» (1968), киноэпопее «Освобождение» (1967-1971)., Т-34.
Еще больше - знаменитых песен, посвященных отважным танкистам: разудальская «Три танкиста», печальная «По полю танки грохотали», боевая «Марш советских танкистов», веселая «Танкист».
Воспитатель Щербович В.А.
ВУЗы МО РФ, которые готовят специалистов танковых войск:
  1. Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознаменное училище (военный институт).
  2. Омский военный технический университет МО РФ.
 
А сейчас мы посмотрим фильм «Экипаж машины боевой», созданный по сценарию героя-танкиста Александр Милюков, который после войны работал на Одесской киностудии.
 
Педагог ДО                        В. Щербович
 
Заключение
Практическая реализация программы военно-профессиональной ориентации показывает, что если воспитанник принимал активное участие в жизнедеятельности кадетского корпуса, то у него более выражены качества организатора, более высокий уровень социальной активности и адаптации в дальнейшей жизни и, соответственно, он умеет ориентироваться в мире военных профессий.
Таким образом, переход педагогической практики, педагогической деятельности в СОШ №145 от объяснения – к пониманию, от монолога – к диалогу, от контроля - к развитию, от управления – к самоуправлению на самом деле есть переход к педагогической практике, к педагогической деятельности совершенно в другом образовательном пространстве этого учебного заведения, а именно – к практике работы по военно-профессиональной ориентации воспитанников уже в институциональном образовательном пространстве – в образовательном пространстве учебного заведения, специально сконструированном, отформатированном под цели и задачи развития личности воспитанника как будущего офицера Российской армии.
Список литературы:
  1. Асриев А.Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Асриев Андрей Юрьевич. - Омск, 2008. - 132 с.
  2. Блонский П.П. Выбор профессии / П.П. Блонский / Избр. пед. произведения / сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. - 695 с.
  3. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Борисова Елена Михайловна - М., 1995. - 411 с.
  4. Васильцов Ю.А. Педагогическая поддержка военно-профессионального самоопределения старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Васильцов, Юрий Александрович. - Ростов-н/Д., 2005. - 196 с.
  5. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи / О. А. Волкова / под ред. Т.П. Дурасановой.-Балашов: Николаев, 2002.-68 с.
  6. Горбачева С.М., Стрижко И.И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 778-781.
  7. Завальнюк В.В. Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии: на примере курсантов военных вузов г. Москвы: дис. канд. социол. наук: 22.00.08 / Завальнюк Виктор Васильевич. - М., 2002. - 150 с.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
  9. Караяни А. Г. Сулимов, Ю. Г. Военная профессиология / А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимов. - М.: Военный Университет, 2004. - 276 с.
  10. Нагаев И.Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Нагаев Игорь Борисович. - Омск, 2004. - 22 с.
  11. Сухарев H.А. Ориентация учащейся молодежи на военную профессию в современных условиях: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Сухарев Николай Алексеевич. - Тольятти, 2002. - 220 с.
  12. Усманов В.В. Теоретико-методологическое обоснование и практика управления военно-профессиональной ориентацией молодежи: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Усманов Владимир Викторович. - Челябинск, 2004. - 410 с.
  13. Шамшукаева М.М. Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога) // Образование и воспитание. - 2017. - №2. - С. 107-112.
  14. Шишкина Т.И. Военно-профессиональная ориентация суворовцев/ Т. И. Шишкина, И. М. Разенко, А.А. Арапов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - Чебоксары ЦНС « Интеракив плюс», 2016. - №2(7) - С. 38-41.
  15. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения / Е.А. Шикина // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012. - № 6.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»