Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кинотерапия - простой способ помочь себе

Пинигина Ольга Валерьевна
Цель: Психологическое сопровождение  образовательного процесса, профилактика эмоционального выгорания педагогов в условиях COVID- 19
      Двадцатые годы XXI  века войдут в историю как годы глобальных вызовов, которые переживало человечество. Радикальные изменения в профессиональной деятельности, вызванные пандемией COVID – 19, испытывают на прочность физическое и профессиональное здоровье многих специалистов. Ежедневно миллионы людей подвергаются информационному стрессу, связанному со страхом за здоровье (свое и близких), неопределенностью и неуверенностью в собственном будущем.
Учителя столкнулись с профессиональной необходимостью осваивать новые технологии информационного пространства.
Безусловно, педагогическая деятельность в период пандемии оказалась одним из самых мобильно изменяющихся видов профессиональной деятельности. В кротчайшие сроки учителям пришлось осваивать и активно применять новые дистанционные технологии, перестраивая формы и методы обучения под потребности цифрового пространства.
Вследствие всех изменений  возрос риск эмоционального выгорания среди педагогов.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Может характеризоваться нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям.
Синдром включает в себя 3 компонента:
Эмоциональное истощение - чувство опустошенности, усталости, вызванное  собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.
Деперсонализация чувства равнодушия и негативного отношения к людям,
циничное отношение к труду и объектам труда.
Редукция профессиональных достижений недовольство собой, чувство
некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Выделяют три стадии эмоционального выгорания:
1нервное (тревожное) напряжение его создают  хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая  обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента
2     резистенция (сопротивление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных  впечатлений;
3     Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Как вернуть позитивное мышление и оптимизм, как разобраться с многочисленными профессиональными задачами и не забыть о себе, как решать проблемы и  быть уверенным, что в любой ситуации есть выход?
Работа с педагогическим коллективом необходима и нужна, но как построить профилактическую работу в новых условиях .
Кинотерапия выступает новой формой работы с педагогами.
Кинотерапия –  помощь при помощи фильмов. Возможно ли это? Да, как и любая арт-терапия, лечение посредством искусства.
Кинотерапия, используемая как часть психотерапии, представляет собой инновационный метод, основанный на традиционных терапевтических принципах.
Кинотерапия как терапевтическое направление воздействия на личность человека начало теоретически оформляться относительно недавно, около двух десятилетий назад, официальным родоначальником считается лондонский психотерапевт Берни Вудер, но некоторые называют 30 лет и итальянца Антонио Менегетти, предложившего термин «синемалогия — это логика следствий, вызванных кинематографической действительностью».
Кинотерапия – позволяет человеку переосмыслить собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.
Определяются следующие цели кинотерапии :
  • Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни для них чувств и переживаний.
  • Осознание и переосмысление своих целей и потребность действий , чувств , важных для построения собственной жизни.
  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью, повышение возможности выборов
  • Развитие способности участников группы выражать свои чувства и сопереживать
В классическом варианте участники смотрят фильм и обсуждают его в группе. Однако просмотр фильма в одиночестве тоже может принести положительные плоды.
Виды  работы в кинотерапии:  заданная тема, групповая, индивидуальная,  работа с травмой, работа над развитием (мотивацией).
Кинотерапия является тонким инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы личности
Для проведения кинотерапии можно использовать любой фильм, но самым привлекательным является тот, который получил успех на международном уровне, понравился и вызвал определённый отклик, дискуссии в мировой печати.
Разрабатывая осенью план работы по сопровождению  педагогов, мы приняли решение апробировать новую форму работы – это кинотерапия. Поскольку ограничения забирают у нас возможность работать в групповой форме в очном формате.
  1. БЛОК  Подготовительный .Проведение опроса среди педагогов через гугл -форму (с целью  определения актуальных потребностей )
  2. БЛОК Реализующий.  Информирование о реализации данной формы работы, распространение памяток- инструкций(ссылки на платформы фильмотеки, сообщества для обсуждения  и сопровождения)
  3. БЛОК Аналитический. Подведение итогов, анализ эффективности работы
В диагностической работе были использованы следующие методики:
  • Диагностика ЭВ (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)
  • Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)
  • Методика «Колесо жизненного баланса» (Пол Дж. Майер)
 
 В результате опроса получены следующие данные:
В опросе приняло участие 35 педагогов
Показатель Эмоциональное истощение:
8 чел. ( 22%) ярко выражен
10 чел.(29%) средне выражен
7 чел. (20%) слабо выражен
10 чел. (29%) отсутствует
 Показатель Деперсонализация:
0 чел. ярко выражен
10 чел.(29%) средне выражен
7 чел.(20%) слабо выражен
18чел. (51%)отсутствует
Показатель Редукция профессиональных достижений
10чел.(29%)ярко выражен
5 чел.(14%) средне выражен
7чел. (20%)слабо выражен
13 чел. (37%) отсутствует
Таким образом мы наблюдаем повышенные показатели, указывающие на предрасположенность к эмоциональному профессиональному выгоранию педагогов.
Данная форма работы только в начале реализации и получаемые отзывы педагогов пока не систематизированы и не обобщены.
Педагоги высказываются о положительных эмоциях, работая  с данной технологией.
Мы уверены, что данная работа подтвердит свою эффективность.
Желаем приятных просмотров и осознаний! 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»