Формирование не типичных метапредметных связей
на примере бинарных уроков физики и истории
Кириченко Татьяна Вячеславовна
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Или же - интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных дисциплин.Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование преподавателями разных дисциплин информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).
Термин «метапредметный» означает, что результаты не привязаны к конкретной учебной дисциплине. Учащийся может применять полученные навыки на любом предмете. Приставка «мета» имеет греческое происхождение и переводится как «сквозь», «между» или «над». То есть обучающийся приобретает универсальные навыки, применяемые в различных ситуациях. В новых ФГОС термин разъясняется через понятие междисциплинарный.
В данной статье будет рассмотрен бинарный урок и создание метапредметных связей на примере уроков физики и истории.
В контексте преподавания классической модели бинарных уроков создание метапредметной связи между предметами физики и истории кажется не типичной. Но если углубиться в понимание физических законов, их изучение невозможно без глубокого изучения исторического пространства в которым они создаются.
Исаак Ньютон - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики и математического анализа. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он обнародовал законы движения и закон всемирного тяготения, сформировавшие господствующую научную точку зрения вплоть до появления общей теории относительности. Ньютон использовал свое математическое описание гравитации для строгого вывода эмпирических кеплеровских законов движения планет, а также для построения научной теории приливов, прецессии равноденствий и других явлений. Труд Ньютона устранил всякие сомнения в гелиоцентричности Солнечной системы и продемонстрировал, что движение объектов на Земле и небесных тел можно объяснить одними и теми же физическими принципами.
Вся эта информация будет рассмотрена на уроке физики с примерами задач и их решений. Для типичного урока это будет достаточно. У обучающегося сформируется представление о применении данных законов. Но чего у него не будет сформировано, так это представление о личности Исаака Ньютона, и как его работа качественно повлияла на страну в которой он жил, и на контекст истории. Например, последние три десятилетия своей жизни в Лондоне Исаак Ньютон служил смотрителем и затем управляющим Королевского монетного двора, он существенно улучшил монетную систему Англии. Был избран президентом Королевского общества. В контексте такой подачи информации у обучающегося должно сформироваться представление об Исааке Ньютоне как историческом и научном деятеле.
Данный урок является нетрадиционным и предполагает смешение различных педагогических практик. Нетрадиционные уроки - это уроки, которые аккумулируют методы и приёмы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности учителя и обучающегося, на общем поиске, на эксперименте по отработке новых приёмов с целью повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Но и превращать все уроки в подобный тип не нужно. Именно традиционные уроки остаются основой преподавания и воспитания. Однако разнообразить учебный процесс нестандартными уроками необходимо, потому что они помогут активизировать умственную деятельность обучающихся, развить их творческие способности, повысить учебную мотивацию.