Профессиональное мастерство воспитателя социального учреждения
Журомская Ирина Владимировна
Проблема изучения профессионального мастерства воспитателя социального учреждения мало изучалась в нашей стране. Это связано с тем,что должность "воспитатель" появилась в учреждениях социальной защиты относительно недавно, когда в учреждениях социальной защиты выделилось направление, связанное с работой с несовершеннолетними. Работа воспитателя в социальном учреждении требует от педагога определенных знаний, умений и навыков профессиональной подготовки. В работе всегда нужно быть готовым оказаться в сложной ситуации, поскольку реакция подростков на некоторые жизненные проблемы подчас бывает непредсказуемой, и педагог в любой момент может оказаться в незапланированной ситуации, где ему придется применить свои профессиональные качества на практике. В педагогической работе это называется ситуативным воспитанием. Также очень важно знать особенности протекания подросткового периода у несовершеннолеитних и учитывать эти особенности при построении работы. В этот период подросткам свойственны частые смены настроения, максимализм суждений, неприятие авторитетов. Все это обязательно должен принимать во внимание педагог, работающий с подростком.
Воспитателю социального учреждения необходимо обладать различным спектром человеческих личностных качеств, таких как терпеливость, дружелюбие, открытость, внимательность к воспитанникам, умение подстроиться под настроение подростка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Всегда необходимо проявлять тактичность в работе с подростками, а иногда выручает чувство юмора. В то же время в некоторых ситуациях необходимо проявлять строгость и настойчивость, что не всегда приходится по вкусу нашим подопечным, некоторые из которых уже успели ощутить вкус к вольной жизни на улице без контроля со стороны взрослых.
Воспитание-целенаправленный процесс, в ходе которого формируется личность и важность воспитания безусловна. Ребенок, проживающий в социальном учреждении, не может получать воспитания в семье, поскольку семья в этот период оказывает негативное влияние на формирование личности подростка, а часто и до попадания в социальное учреждение ребенок получает неправильное семейное воспитание. А ведь часто дети, оказавшись в беде, могут сделать из ситуации неправильные выводы, озлобиться на весь мир, начать ненавидеть взрослых. Реакция на трудные жизненные обстоятельства, которые приходится преодолевать, у подростков часто бывает различной. Подростку, попавшему в беду, необходимо помочь разобраться в жизни, расставить приоритеты, правильно оценить ситуацию. Неоценимую помощь в этом оказывает воспитатель, который в этот период становится для детей взрослым другом, наставником, обладающим жизненным опытом.Для ребенка, находящегося в социально опасном положении, воспитатель является социотерапевтом, который помогает сделать из ситуации правильные выводы, не дает ребенку опустить руки, обучает навыкам жизнив социуме, которые обязательно пригодятся подростку в дальнейшей жизни.
В стационарном учреждении социального обслуживания всегда проживают несколько детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Наладить взаимоотношения в коллективе воспитанников, каждый из которых не по своей воле оказался в беде, тоже является непосредственной задачей воспитателя. Это подчас бывает очень непросто, так как каждый из воспитанников имеет негативный опыт проживания в собственной семье, а также опыт общения со сверстниками лишь на основе совместного асоциального времяпровождения. Часто в социальном учреждении воспитатель обучает ребенка другой жизни, показывает подростку другие взаимоотношения между людьми, отличающиеся от тех, которые ребенок видел до попадания в социальное учреждение в своей собствненной семье. Научить новым навыкам социального взаимодействия-задача непростая, но воспитатели из социальных учреждений и с этим справляются.
Работа воспитателя социального учреждения довольно сложная, не столько физически, сколько морально.В своей работе воспитатель ежедневно сталкивается с детским горем, с отчаяньем детей, у которых оказались безответственные родители, с невозможностью помочь ребенку разрешить его недетские проблемы.