Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики посредством
игры на музыкальном инструменте

Щербакова Надежда Алексеевна
Сегодня каждая мама знает, что необходимо развивать мелкую моторику рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой деятельности.  Связь мелкой моторики рук и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. При плохо развитой моторики рук наблюдается задержка речевого развития у ребенка, что неизбежно приводит к проблемам с памятью, вниманием, мышлением. Все эти проблемы приводят к трудностям в младшем школьном возрасте, трудностям в овладении письмом и чтением, а также проблемам в освоении математических навыков.
Что такое моторика? Это движение мелких мышц пальцев, которые приводят в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга. Мелкая моторика рук - это различные движения ладонями и пальцами. Развитие мелкой моторики важно потому, что в жизни потребуется использование точных координированных движений пальцев для самообслуживания, выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Развитию мелкой моторики способствует игра на музыкальных инструментах. Тем более, что при игре на музыкальных инструментах задействуются обе руки.
Развивая мелкую моторику правой руки, стимулируется развитие левого полушария мозга, которое отвечает за контроль речи, письма, распознавание и понимание символов, память, логическое мышление, математические действия, ориентацию во времени и ощущения собственного «я» и собственного тела, а также за изучение языков. Поскольку левое полушарие отвечает за правую часть тела (люди-правши), существует мнение, что левое полушарие у таких людей достаточно развито. Но это заблуждение.
Развивая мелкую моторику левой руки, развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за творчество, фантазию, восприятие искусства, интуицию. Правое полушарие головного мозга позволяет человеку мыслить символами и образами, такие люди лучше ориентируются на местности и в пространстве в целом. Правое полушарие творческое, помогает найти нестандартные решения, следует интуиции, эмоциям.
Вся система образования направлена на развитие левого полушария головного мозга, а предметам искусства уделяется очень мало времени. Музыка дает возможность развивать у ребенка оба полушария, у него увеличивается продуктивность и результативность образования, развивается скоординированность действий, выявляются скрытые способности. Все это позволяет ребенку проявлять себя в мире, повышает концентрацию и внимание. Также учеными замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью реже болеют и быстрее восстанавливаются.
Игра на музыкальном инструменте воздействует на множество рецепторов, которые посылают импульсы в головной мозг человека, оказывая огромное воздействие на развитие многих отделов мозга. Например, двигательные области коры головного мозга, речевая зона «Брока» (речевые зоны находятся в прямой зависимости от натренированности пальцев). С помощью игры на музыкальных инструментах происходят тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев рук, что является огромным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Многими учеными, отечественными физиологами доказано влияние манипуляций пальцев рук на развитие функций высшей нервной системы, развитие речи, простые движения помогают убрать напряжение с тела, снимают умственную усталость.
Ребенок при игре на музыкальных инструментах должен овладеть определенным комплексом двигательных навыков. Это скоординированные движения плеч, кистей рук. Чтобы научить ребенка играть на музыкальном инструменте необходимо в первую очередь научить его контролировать движения пальцев, уметь ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.
Чтобы занятия приносили не только пользу, но и доставляли ребенку удовольствие, необходимо учитывать некоторые факторы:
1.занятие у ребенка должно проходить в игровой форме.
2. задания должны быть доступными по возрасту и способностям ребенка.
3.первые упражнения должны выполняться в медленном темпе, чтобы ребенок смог сделать их самостоятельно, либо совместно с педагогом для лучшего восприятия.
4.занятия должны строиться по методу от простого к сложному.
5.после каждого упражнения уделять время расслаблению мышц. Для этого можно использовать пальчиковую гимнастику.
6.по возможности включать в занятия веселые потешки и стишки для формирования и совершенствования чувства ритма. Помогая себе словесно, ребенок лучше запоминает ритм, ему есть на что опереться.
7.обращать внимание на эмоциональный настрой ребенка.
8.чаще хвалить ребенка, за его старания и усердие.
Обращая внимание на эти составляющие на своих занятиях, можно с уверенностью сказать о том, что успех будет обязательно, даже если в первое время ребенок не будет активно включаться в занятия.
Все задания должны быть сформированы таким образом, чтобы вызывать у ребенка интерес. Различные упражнения и пальчиковые игры, потешки и стишки должны помочь ребенку освоить инструмент, развить моторные навыки.
Особенно важно уделить внимание развитию навыка последовательного выполнения действий. Начиная от простых ритмических рисунков, 1-1-1…, постепенно переходить к сложным, совместно с ребенком выполняя эти действия. Если у него начинаются сложности, то необходимо взять его руки в свои и совершать совместные действия, пока ребенок не почувствует, что может выполнять эти действия самостоятельно. Такие упражнения способствуют формированию анализа действий у ребенка, точности исполнения. Важным аспектом при игре на инструменте является точное, четкое и осознанное движение пальцев рук. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что прикосновения подушечек пальцев к клавишам могут быть разными, например, плавное прикосновение, поглаживание клавиш или постукивание, постукивание с отскоком, резкое, короткое нажатие клавиши. Все прикосновения к инструменту должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием, услышать звук, который доносится от прикосновения и увидеть работу пальцев рук, увидеть клавишу. Уже позже, после долгой и упорной работы это становится безусловной и неотъемлемой составляющей музыкального исполнения.
Многократное повторение схем и действий приводит к автоматизации и качеству выполнения. Действия ребенка становятся более ритмичными, точными, способными держать определенный темп действий, движения пальцев становятся свободными, без напряжения. Это безусловно отражается на повседневной деятельности ребенка и его бытовых навыках.
Дальнейшее знакомство с нотной грамотой приводит к развитию логического мышления, памяти. В средневековье музыку ставили в один ряд с точными науками такими, как геометрия, математика и астрономия. Изучение музыки и нотной грамоты считалось необходимым для полноценного и гармоничного развития.
Играя на музыкальном инструменте, ребенок учится работать в режиме многозадачности. Правая и левая руки выполняют разные действия, иногда играя не просто разные ноты, но и разные ритмы. Это развивает умение концентрироваться на нескольких вещах одновременно, держать в уме разные задачи и выполнять точно в срок.
Учиться играть на любом музыкальном инструменте это трудоемкая работа, которая требует усилий и терпения. Чаще умение играть на музыкальном инструменте это не самоцель, а средство развития многих высших психических функций через развитие мелкой моторики рук. Существует множество путей развития моторики, огромное количество упражнений и игр, но музыка, игра на музыкальном инструменте не только средство для развития, но и прекрасное увлечение.
 Таким образом, можно сделать вывод, что игра на музыкальном инструменте способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие головного мозга в целом, развитие гармоничной личности, способной видеть не только цифры, но и красоту окружающего мира.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»