Быть учителем…Жить учителем!
Рыкова Анжела Александровна
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
Я никогда не хотела быть педагогом, тем более - учителем. Да-да, НИ-КОГ-ДА! И в педагогике оказалась случайно. Но, как говорят, случайности НЕ случайны. Это я поняла позже, а уж полностью утвердилась в этом лет 20 назад. Но.... всё по порядку.что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский
С детства я была гиперактивной девочкой, пела, танцевала, выразительно читала стихи. И всегда находилась в движении, мне надо было куда-то бежать, прыгать, скакать и играть.
Придя в школу, я нисколько не остепенилась, а, наоборот, ещё больше стала "активничать". Ведь в школе так много всего интересного! Учеба давалась легко, и я, наскоро сделав уроки, неслась из одного кружка в другой. Тут было много чего интересного и разнопланового: и цирковой кружок, и студия балета, студия бальных танцев, кружок кройки и шитья, кружок плетения макраме и вышивания, музыкальная школа по классу фортепиано, театральный кружок, секция фигурного катания, вокальная студия, школьная секция баскетбола… Где-то я отзанималась год, а где-то и два. К пятому классу я остановила свой выбор на вокальной студии и секции баскетбола. В одной я стала солисткой, а в другой - капитаном сборной школы.
Обожая учиться и проводить время в школе, я никогда не хотела стать учителем. Ведь УЧИТЕЛЬ - это сверхчеловек. Умный, степенный, сдержанный. Знает ответы на все вопросы, всегда в строгом костюме и с красивой прической. Одним словом - БОЖЕСТВО!
Все дети мечтают стать кем-то, когда вырастут... Мои знакомые девчонки хотели стать ведущими новостей "в телевизоре", продавцами, актрисами, стюардессами, и, естественно, - учителями. А я, насмотревшись сериала "Следствие ведут знатоки", мечтала быть следователем-криминалистом. Я всей душой желала приносить людям добро, расследовать преступления, наказывать виновных, помогать "плохим людям" исправляться, быть полезной обществу.
Но судьба распорядилась по-другому. В год моего окончания школы (это был 1987 год) все юридические вузы страны отменили набор девушек на следственно-криминалистические факультеты. Моя мечта с треском разбилась... Так как в нашем городе было всего два вуза: СМИ И НГПИ, - я выбрала пед - меньший из бед, и, благополучно, недобрав всего полбалла, не поступила. Образовательные учреждения уже закончили прием документов, и мне ничего не оставалось, как пойти работать.
Возвращаясь как-то домой, я "случайно" увидела объявление о том, что в детский сад, неподалеку от моего дома, требуется няня. Обговорив условия и время работы с заведующей, я решила поработать и подготовится к следующим приёмным экзаменам... Это был август 1987-го, тогда-то и началась моя трудовая и педагогическая, как потом оказалось, деятельность… Я даже и подумать не могла, что с малышами так интересно. Они вечно толпились возле меня, что-то смешно и непонятно рассказывали, задавали кучу вопросов, звали играть, называли просто "мамой" или Аженой Асигналовной, не в силах выговорить Анжела Александровна, а мне нравилось возиться с ними. В сентябре, в начале учебного года, мой учитель физкультуры и тренер баскетбольной секции Леонид Иванович предложил поработать на общественных началах тренером пятиклашек-баскетболистов. Я, не раздумывая, согласилась, ведь баскетбол был моим любимым видом спорта и любимым занятием. Так и прошел год: утром -работа в детском саду, вечером- тренировки по баскетболу. Однажды воспитательница моей группы сказала мне: "Анжела, тебе надо быть воспитателем, дети тебя любят, тянутся к тебе, а ты любишь детей и чувствуешь их - это видно". И уже в начале следующего лета я поступила в педагогический колледж. Училась, продолжала тренироваться в баскетбольной секции уже педагогического колледжа и была капитаном сборной по баскетболу, а через полтора года, придя на практику в детский сад, так и осталась воспитателем, совмещая окончание учебы и дипломирование с работой.
Так и прошло 13 лет воспитательской работы. Я успела поработать воспитателем, преподавателем изобразительного искусства, инструктором по физической культуре и плаванию. Никогда я не переставала заниматься физкультурой: упорно тренировалась в тренажерном зале, выполняла нормативы МС по силовому троеборью, а потом полюбила аэробику и шейпинг, потому что эти занятия проходили под музыку. Я так была увлечена и воодушевлена этим, что смогла приобщить к занятиям и коллектив детского сада, а сама стала их тренером.
Наверное, я так бы и работала воспитателем, если бы не вторая "случайность"… Приятельница позвонила и сказала, что есть вакансия учителя физической культуры младших классов в школе № 50. "Специфика проведения физкультурных занятий в саду и уроков физкультуры в начальной школе почти не отличается, но со школьниками намного интереснее!" - сказала она. А там, где интереснее, а значит, сложнее, - это моя тема!
И вот с 1 сентября 2002 года я -учитель физической культуры школы № 50. Уже осознанно поступив на заочное отделение ФФК КузГПа, педагогическую академию, успешно окончила её в 2009 году. Дальше больше. В небольшом сибирском городке мне с тало тесно, и я переехала в Санкт-Петербург в самую большую его школу, ГБОУ СОШ № 291.
Изо дня в день, каждое утро, я иду в школу. И если раньше я не представляла, что я буду учителем, то теперь не представляю себя в другой роли.
Мой предмет – физическая культура. Моя цель – не только развивать в детях физические качества, учить детей двигаться, играть в спортивные игры, давать знания о здоровом образе жизни, но и прививать любовь к занятиям физкультурой, добиваться того, чтобы физкультура стала неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, помогать детям развивать уважение к себе и окружающим, укреплять их уверенность в своих силах. Главным направлением в своей работе считаю сохранение и укрепление здоровья своих учеников, поддержание интереса к урокам физической культуры и желания заниматься самостоятельно, основываясь на своих знаниях по предмету. Согревать душевным теплом каждого ученика, видеть в каждом из них личность, быть мудрой, справедливой, отзывчивой, помогать раскрытию творческого и спортивного потенциала детей, вселять уверенность в каждого ребенка, учить их шаг за шагом преодолевать трудности - мои задачи.
На уроках мне приходится быть и тренером, и справедливым судьёй, и психологом, и веселым массовиком-затейником, и подружкой, а иногда и мамой. Это трудно, и не всегда всё получается, но я учусь, да-да, каждый день - учусь и учу. Учу радоваться жизни, учу двигаться и играть, учу слушать и слышать музыку, учу побеждать и проигрывать, учу видеть прекрасное и удивительное каждый день, учу любить людей, уважать и понимать их, учу улыбаться назло неприятностям и неудачам, учу быть любознательными и пытливыми, учу быть интересными и разносторонними людьми… Но невозможно научить чему-то, если не умеешь этого делать сам. Есть такое высказывание: “Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас, - воспитывайте себя”. Не могу не согласиться: нужно начинать с себя! И я стараюсь всё делать вместе с детьми: играю в подвижные игры с пятиклашками, в волейбол и баскетбол - со старшеклассниками, Все упражнения в гимнастике (и не только) показываю сама, веду здоровый образ жизни и регулярно тренируюсь, имею активную жизненную позицию, развиваю свои таланты, продолжаю учиться - каждый день и каждую минуту: много читаю литературы по предмету, смотрю познавательные видео, работаю с таким полезным и необходимым ресурсом, как Интернет, имею много увлечений и хобби.
Ребята очень часто обращаются с просьбами: кто-то за советом, что делать и как быть в разных житейских ситуациях, как сбросить вес и "что есть, чтобы похудеть"; кто-то - просто выговориться о наболевшем, рассказать о своих достижениях и радостях. Просят составить план силовых тренировок, поставить танец, отремонтировать разошедшийся замок или зашить порвавшуюся штанину. И всем я старюсь оказать помощь. И так приятно, когда утром при встрече меня обнимают мои ученики. Приятно, когда, отзанимавшись у меня на уроке, на переменках ребята здороваются ещё и ещё раз, а на вопрос: "Чего здороваетесь, вы же у меня урок назад были?" – отвечают: "А мы соскучились". Приятно, когда дети говорят: "Спасибо за урок, АнжелСанна" или "Вы мне так помогли!". Вы не представляете, какие эмоции вызывают во мне детские успехи, когда у учеников получается то, что они вчера не могли сделать. Часто ученики говорят мне: "Вы радуетесь больше, чем я!" Конечно! Ведь даже в небольших победах детей и моя победа. И радость - тоже. А еще гордость! Гордость за то, что 11 моих выпускников поступили на факультет физической культуры, желая стать тренерами и преподавателями физвоспитания.
Сбылась моя мечта – быть полезной людям, и я счастлива, что когда-то я "совершенно случайно" стала педагогом и что позволила случайностям быть в моей жизни. И я не знаю, каким - плохим или хорошим - преподавателем я стала, но я безумно люблю детей и безумно люблю то, чем я занимаюсь. А ещё я стремлюсь стать лучше... Я, как и в далекой молодости, веду физкультурные занятия для детей, тренировки по баскетболу, занимаюсь фитнесом сама и тренирую девчонок-учениц, своих коллег-учителей и группу педагогов-ветеранов. Абсолютно согласна со словами Конфуция: "Найди себе занятие по душе - и тебе не придется работать ни дня!" Я так и живу - не работая, а занимаясь любимыми делами. Уже 32 года...
Вы спросите: "А как же криминалистика?" Она так и осталась пристрастием к криминальным сериалам, которые я смотрю по ТВ, если остается время после любимой работы, хобби и тренировок...