Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Индивидуально-типологические особенности
подростков с разным уровнем успеваемости 

Сильченко Анастасия Владимировна,
у
читель истории и обществознания ГБОУ школа № 217
Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В данной работе рассматривается вопрос о взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей подростков с их успешностью в учебной деятельности. В статье описаны группы подростков с точки зрения успеваемости и описаны их особенности, такие как: тревожность, агрессивность, сензитивность.
Ключевые слова: школьная успеваемость, учебная деятельность, подростковый возраст.
Учебная деятельность, не являющаяся ведущей в подростковом возрасте, тем не менее, занимает важное место в его жизни. Именно в школе подросток проводит большую часть своего времени, именно здесь выстраиваются его взаимоотношения со сверстниками и именно в школе идет активное формирование личности подростка. Как правило, в подростковом возрасте у школьника часто возникают проблемы с учебой, связанные со снижением учебной мотивации и перенесением акцента с учебной деятельности на общение со сверстниками. Вместе с тем, не поддается сомнению важность и значимость школьной успешности, как для саморазвития подростка, так и для межличностных взаимоотношений в школе и за ее пределами. Кроме того, я понимаю, что подросток стоит перед выбором будущего жизненного пути и школьная успешность или не успешность во многом определяют этот выбор.
Цель данной работы – исследовать индивидуально-типологические особенности подростков с разным уровнем школьной успеваемости. Я предполагаю, что есть взаимосвязь между уровнем школьной успешности и личностными характеристиками подростков, такими как: тревожность, сензитивность и другими.
Личность каждого человека индивидуальна. Каждый наделен присущим только ему определенным сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах и т.д. В подростковом возрасте индивидуально-типологические характеристики определяют особенности поведения, общения, успеваемости ребенка. Подросткам приходится адаптировать свои возможности под требования школьной жизни, вырабатывая свой индивидуальный стиль учебной деятельности и особенности отношения к школьной жизни, системе требований, предъявляемой обществом к ним как ученикам.
Как правило, подростки оценивают не только привлекательные качества личности, которые проявляются в коммуникациях, совместном времяпровождении, взаимодействии по интересам, но и интеллектуальные качества, успешность в учебе.
Под успеваемостью я понимаю характеристику овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программой. Показателями успеваемости учащихся являются оценки в пятибалльной системе, определяется на основе существующих в школе критериев.
В школе критерием успешности обучения является предметная успеваемость учащихся по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках, полученных за решение самостоятельных, контрольных и домашних работ, выполненных без помощи учителя или классно-группового обсуждения. В этой связи, предметом исследования выступила учебная успешность. Критерием учебной деятельности учащихся является расчет средних баллов успеваемости в учебной деятельности. Расчёт успеваемости производится по следующей схеме: 3,70–4,20 баллов – слабоуспевающие учащиеся; 4,21–4,70 баллов – хорошо успевающие учащиеся; более 4,71 и выше – ученики, успевающие на отлично. В результате проведённого обзора классного журнала 7 класса я выделила две группы испытуемых: слабоуспевающие учащиеся - 37 % и успешные в учебе - 63 % учеников. Всего в опросе приняли участие 19 учеников 7 класса. В исследовании для выявления личностных характеристик подростков я использовала детский вариант Индивидуально-типологического опросника Л.Н.Собчик [2].
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. В группе слабоуспевающих учеников выявлены повышенные баллы по таким шкалам, как агрессивность, тревожность и сензитивность. Данные качества личности подростков из первой группы находятся в зоне акцентуированности и являются, по мнению автора опросника, заостренными. Что говорит о том, что в сложных, неопределенных ситуациях подросток может испытывать эмоциональную напряженность, страхи и следовательно, может реагировать более привычным и простым для себя способом – проявлять агрессию.
В группе успешных в учебной деятельности учащихся практически все результаты находятся в зоне возрастной нормы, свидетельствуют о гармоничном развитии личности. Но вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что и в данной группе выявлен повышенный уровень тревожности. Это может говорить нам о том, что учебная деятельность и школьная ситуация в целом воспринимаются практически всеми подростками как напряженные, сложные, требующие усилий личности для адаптации к требованиям и нормам школы и учителей.
На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что наиболее высокий уровень тревожности и агрессивности проявляют слабоуспевающие учащиеся со средней оценкой «3». Как правило, это не очень уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой, часто испытывающие чувство страха перед неизвестным, что приводит к тому, что они редко проявляют инициативу и редко добиваются успеха. Такие ребята испытывают затруднения в учебе. Они ощущают неуверенность в собственных силах и страх перед неизвестностью.
Анализ показателей индивидуального статуса подростка по методике Собчик Л.Н. выявил, что у 9 учащихся, что составляет 53% от общего количества, показатели представлены в пределах нормы, что может характеризовать их как гармоничную личность. Из них у 3 учащихся (16%) ярко выражены лидерские качества - они готовы взять на себя ответственность, и могут повести за собой коллектив.
Я обратила внимание, что у 3 учеников из класса (16%) показатели в пределах нормы, но по критерию «ложь» получено более 3 баллов, что ставит под сомнение полученные данные. У одной ученицы из этой группы по шкале аггравация получено более 3 баллов (4балла), что свидетельствует о том, что подросток склонен к преувеличению, подчеркиванию некоторых черт характера. В данном случае это преувеличение такой черты характера как спонтанность, но по другим шкалам все результаты находятся в пределах нормы.
Полученные результаты подтверждают мое предположение о том, что существует взаимосвязь между школьной успешностью подростка и его индивидуально-типологическими особенностями. Это ставить перед учителем и школой задачу максимального изучения индивидуальных особенностей учащихся всех возрастов, реализации в обучении индивидуального подхода, ориентации на возможности и способности ученика. Эта идея не является новой, но при этом не теряет своей актуальности и сейчас. Учитель должен придерживаться объективности в оценивании учеников, применять методы, мотивирующие и стимулирующие разных по успешности учащихся. 
Список использованных источников
1. Льдокова Г.М., Исмаилова Н.И. Успешность обучения подростка как отражение его социального статуса и личностно-типологических особенностей субъектной регуляции // Современные проблея науки и образования. – 2017. – № 3.
2. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/Л.Н.Собчик - СПб.: Речь, 2005.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»