Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Для чего нужна функциональная грамотность
высокотехнологичному обществу

Пучкова Наталья Викторовна
     Грамотность обычно определяется как способность читать, писать и считать. Но что мы подразумеваем под чтением? Люди могут читать слова в документе, но могут ли они понять его аргументы или аналогии? Как насчет того, чтобы писать? Учащиеся могут уметь писать или печатать предложения, даже делать это с высокой степенью грамотности. Но могут ли они выражать законченные, убедительные мысли?  С математикой ситуация примерно такая же: работники могут уметь считать цифры, но знают ли они, как анализировать графики, интерпретировать статистику или планировать? А это навыки, необходимые для принятия решений и успешного функционирования в повседневной жизни современного общества.
     Очевидно, что чтения или написания слов и цифр недостаточно для оценки грамотности. Люди должны уметь понимать и использовать эти слова и цифры в практических целях, таких как обсуждение идей и решение проблем. Это более широкое определение грамотности называется функциональной грамотностью.
    ЮНЕСКО относит функциональную грамотность к набору практических навыков, необходимых для эффективного функционирования человека в своём сообществе. В разных странах уровень функциональной грамотности оценивается разными методами, отличаются и критерии оценки. Поэтому сравнить показатели разных стран очень сложно. Например, в США функциональная грамотность оценивается с помощью системы Национальной оценки грамотности взрослого населения (NAAL). NAAL составляется Национальным центром статистики образования при Институте педагогических наук Министерства образования. Классификация уровней функциональной грамотности весьма упрощённая:
1) ниже базовой грамотности: чтение и написание слов, цифр в простых документах;
2) базовая грамотность: обладание простыми навыками для понимания несложных текстов и простейшие математические действия (чтение брошюр, использование телегида, сравнение цен в интернет сервисах и т.п.);
3) средняя грамотность: навыки работы со сложными текстами, математическими выражениями (поиск информации в справочниках, краткое изложение объёмных текстов, расчёт стоимости и т.п.)
4) высокая грамотность: навыки творческого и критического мышления, понимание сложных текстов, сложные математические расчёты, работа с формулами.
     Согласно этим исследованиям по результатам NAAL в рамках данной классификации в США в 2019 году 87% взрослых не могут работать на уровне профессионалов, т.е. имеют уровень функциональной грамотности средний и ниже среднего. А 14% населения (1 человек из 7) – функционально неграмотен. Известные бизнесмены Билл Гейтс и Стив Джобс в своё время высказывали тревогу по этому поводу, так как экономика 21 века требует высококвалифицированных работников со знаниями в области STEM (наука, технологии, инженерия, математика) – или, что ещё важнее, STEAM (наука, технологии, инженерия, математика, искусство).
     В Европе в последние годы наметилась тенденция раннего ухода из школы молодых людей, не закончивших образование. В связи с этим для взрослых существуют программы, позволяющие компенсировать недостаток образования. Но реальность такова, что сейчас для них не только школьная квалификация будет иметь мало значения, но и требования к их грамотности могут сильно отличаться от требований, предъявляемых к детям в школе.
     Россия принимала участие в исследованиях ЮНЕСКО в 2007 году. Но насколько результаты этого исследования соответствуют действительности судить сложно, так как многие страны с высоким уровнем дохода прекратили собирать статистику по уровню грамотности с 1995 года, и уровень грамотности автоматически устанавливают равным 99%. При сборе данных о грамотности зачастую методика оценки числа грамотных людей определяется странами по-разному. Некоторые страны используют для оценки данные о завершении ступеней образования, но методы измерения посещаемости школ или окончания годового курса обучения могут различаться. Поэтому оценки уровня грамотности должны использоваться с осторожностью. В этом списке Россия на 19 месте. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8E_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8)
     Однако, международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) за 2018 год относит Россию к успешной группе стран. Средний балл России в 2018 году по трем дисциплинам (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность) выше среднего. Ведущие места занимают страны, где образование носит практикоориентированный характер считает главный научный сотрудник Института образования ВШЭ, бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов.
«Это исследование, где изучается способность 15-летних школьников решать практические задания, используя школьные знания. В Республике Корея, Тайване и Сингапуре образование как раз ориентируется на применение полученных знаний на практике. Получить образование в этих странах считается престижным, на это работает и семья и школа», — объяснил Болотов.
«ЕГЭ и ОГЭ меняются в сторону практики, но это нужно ускорить, в том числе и потому, что это прописано в поручении президента по вхождению российской системы в десятку лучших в мире», — сказал он.
     Однако функциональная грамотность - это нечто гораздо большее, чем просто получение работы, повышение уровня собственного образования. Речь также идет о сохранении навыков, необходимых для функционирования всего нашего общества. Если у нас не будет людей с математическими знаниями, навыками чтения и письма или аналитическими способностями, у нас не будет функционирующих предприятий, правительств или сообществ. Другими словами, нам нужна функциональная грамотность, чтобы иметь функциональное общество. Функциональная безграмотность будет означать жизнь в дисфункциональном обществе. Можно привести примеры функциональной грамотности, которая предотвращают дисфункциональность общества:
1. Медиаграмотность - это способность получать доступ, оценивать и создавать сообщения с помощью различных типов средств массовой информации. Его цель - превратить людей из массовых потребителей во вдумчивых граждан, невосприимчивых к пропаганде или рекламе.
2. Религиозная грамотность - это способность интерпретировать религиозные Писания и общаться с представителями различных конфессий. Религиозная грамотность важна для борьбы с религиозным фанатизмом, предрассудками.
3.Финансовая грамотность - это способность управлять финансами и принимать решения о деньгах. Являетесь ли вы потребителем, владельцем бизнеса или избирателем, понимание финансовых бюджетов, процентных ставок и сбережений является важным жизненным навыком.
4. Компьютерная грамотность - это умение использовать компьютер. Этот набор навыков может варьироваться от базовых компетенций (например, использование таких приложений, как электронная почта и Microsoft Office) до продвинутых знаний (например, программирование и информатика).
5. Юридическая грамотность - это способность понимать законы, чтобы следовать политике и юридическим процедурам.
6. Научная грамотность не обязательно означает запоминание фактов; скорее, это знание того, как проводить эксперименты и выявлять доказательства, подтверждающие или противоречащие предвзятым убеждениям или гипотезам.
7. Медицинская грамотность - это способность понимать и адекватно воспринимать медицинскую информацию, особенно для принятия медицинских решений или выбора образа жизни в отношении питания, физических упражнений, сна и других факторов, влияющих на физическое и психическое благополучие.
8. Гражданская грамотность (она же гражданственность) - это осведомленность о том, как работает правительство, а также о ваших правах и обязанностях как гражданина и избирателя.
     Наше общество высокотехнологично и в связи с этим я хочу подчеркнуть два ключевых момента функциональной грамотности, связав ее с технологиями. Во-первых, функциональная грамотность - это в первую очередь навыки или прикладные знания. О фактах или знании предмета речь идёт лишь во вторую очередь. Например, научная грамотность не означает, что вы запомнили тонкости работы квантовых компьютеров. Вместо этого это означает, что вы знаете, как задавать вопросы и применять методы проверки или фальсификации, которые делают такие технологии возможными. Во-вторых, функциональная грамотность обеспечивает функционирование нашего высокотехнологичного общества. Упомянутые виды функциональной грамотности относятся к современному очень сложному технологическому обществу, но это не делает их менее значимыми. Например, древние греки прекрасно обходились без медиаграмотности или компьютерной грамотности, но это потому, что у них не было цифровых сетей. Если приведённые примеры функциональной грамотности уникальны для нашего высокотехнологичного общества, то они нам явно нужны.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»