Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика эмоционального выгорания учителя
как важный элемент образовательного процесса

Соколова Ксения Юрьевна
В связи с переходом современной школы на новые ФГОС, личностно -ориентированные модели образования, внедрения в обычную школу модели инклюзивного образования проблема сохранения психического здоровья педагога стала особенно остро. Со стороны общества повышаются требования не только к профессионализму педагога, но и к самой его личности, его роли в учебно –воспитательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение современными педагогическими техниками, педагогическим тактом, проектировочными умениями.

Такой подход к профессии педагога содержит в себе увеличение нервно - психического напряжения личности. Психика человека обладает мощными защитными механизмами и в ситуации отсутствия у педагога необходимых внутренних энергоресурсов на выполнение ставящихся перед ним задач, возникают достаточно устойчивые отрицательные реакции (чаще неосознаваемые). В связи с вышесказанным, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов, на мой взгляд, должна являться одной из приоритетных задач современной системы образования По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.

Синдром эмоционального (профессионального) выгорания (СЭВ) - понятие, введенное в психологию более 40 лет назад американским психиатром Фрейденбергом. Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Ученые выделяют такие признаки СЭВ, как: усталость, бессонница, негативные установки по отношению к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; отсутствие мотивации, резкие высказывания в сторону окружающих и себя (такие как критика), желание быть замеченным или, наоборот, скрыться от всех, негативная самооценка; усиление пассивности; чувство вины; страх быть недостаточно совершенным.
Факторы, по мнению психологов вызывающие синдром профессионального выгорания,это: низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки, трудоголизм,  неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом, нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные отношения с коллегами, отсутствие сплоченности. Внутренние ресурсы, помогающие противодействовать профессиональному выгоранию -это умения и навыки, знания и опыт, адаптивность и стрессоустойчивость, тип нервной системы, способы реагирования организма на стресс,  эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки, активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности. Внешние ресурсы, помогающие противодействовать профессиональному выгоранию: положительные эмоции и поддержка от семьи, друзей, хобби, позволяющее почувствовать, что жизнь больше, чем работа, поддержка от коллег или начальства на работе.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием? Несколько советов: старайтесь относиться к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение. «Делай что должен и свершится, чему суждено» - так сказал римский император Марк Аврелий.  Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости и выгорания, а значит, раньше начать что то с этим делать.  Старайтесь вести здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении, высыпайтесь. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Обязательно находите время для себя. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», — писал В.А. Сухомлинский. Надо стараться идти в ногу со временем, читать новые книги, смотреть новые фильмы, будет о чем поговорить с учениками, а полюбив вас, они полюбят и ваш предмет . Если у вас нет хобби - обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно отвлечься от работы.  Четко определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей поднимает самооценку и закладывает уверенность и мотивацию в достижении долгосрочных. Хвалите себя!  Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.  Старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой. Особенно если это переживания негативных жизненных мелочей. Умейте отпускать  Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам? «Лечите душу ощущениями» - писал Оскар Уайльд. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны. Старайтесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет». Снизьте темп жизни. Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо». Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Пешие прогулки и физические упражнения – это отличная мышечная разрядка отрицательных эмоций . Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. Слушайте любимую музыку. Старайтесь доделать все дела на работе и не нести их домой (да,понимаю,порой это просто нереально). Если приходится работать дома-четко поделите квартиру на зону труда и зону отдыха. Ученые говорят: на каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма). Установите четкие правила сверхурочной работы – например, все покидаете школу и не принимают рабочие звонки с 19 00 и в выходные дни. Ограничьте количество совещаний, созвонов и переписок в мессенджерах когда вы дома. Общение с животными также хорошо снимает стресс и расслабляет.
Как мне кажется, все эти советы сугубо индивидуальны. Кому то что то подходит, кому то нет, кто то прочитает и скажет - какая ерунда, кто то задумается и постарается выбрать то, что поможет лично ему. Но мы должны чутко относиться к себе и если выгорания нет - не ждать его прихода, а уже сейчас работать над его профилактикой. И, кстати, все психологи пишут, что групповые занятия со специалистом на работе, да и просто возможность учителя пообщаться раз в неделю с психологом очень помогает. Вот бы и нам в школе такое организовать!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»