Классный час для 5 класса
Эмоциональный интеллект
Мартынова Елена Константиновна
Цель: проанализировать с образовавшимися классными коллективами опыт взаимодействия в течение двух месяцев, ввести понятие эмоционального интеллекта, объяснить детям важность описания собственных эмоций и понимания эмоций другого человека.Слайд1
Цель: подвести учеников к тому, о чем мы будем говорить, к понятию эмоционального интеллекта, задать проблемный вопрос
Ведущий: Друзья, мы уже с Вами работаем в команде почти два месяца, за это время успело произойти много событий. Мы познакомились и уже многому научились. Мы будем взаимодействовать в команде еще долгое время. Но чтобы строить планы на будущее, сначала неплохо бы разобраться, что происходит с нами в настоящий момент. Как вы думаете, достаточно ли 2 месяцев для того, чтобы подружиться? С какими трудностями сталкивается новый коллектив?
Слайд №2 Сразу переключить
Ученики отвечают. Да/нет. Необходимо подвести к трудности коммуникации, налаживания контакта в процессе знакомства, разговора, диалога.
После ответа учеников кликнуть - на слайде появятся ответы.
Слайд№3
Ведущий: Сегодня классный час как раз будет посвящен взаимодействию с окружающими.
Сейчас мы посмотрим мультфильм. В процессе просмотра подумайте о том, какие эмоции испытывают главные герои, почему они поступают именно так, а не иначе?
Слайд №4 Вопросы
Ведущий: Давайте обсудим, что мы сейчас увидели.
- Какие эмоции испытывает бабушка, когда: * покупает печенье? * когда открывает упаковку и пробует первое печенье? * когда замечает, что юноша взял печенье? * когда что-то говорит юноше, но он не слушает? * когда садится в поезд и видит печенье в сумке?
- Почему между бабушкой и юношей возникла неловкая ситуация? (подвести к тому, что бабушка не разобралась и сразу стала ругаться, ее захлестнули эмоции, предвзятое отношение к юноше, юноша сидел в наушниках и не хотел слышать ее; они не разговаривали, у них не было диалога, и они не могли понять чувства друг друга)
Ведущий: Какой мы можем сделать вывод? - Чтобы не допустить конфликтных ситуаций, необходимо разговаривать друг с другом и сообщать о любых своих эмоциях. Если бы бабушка и юноша сделали это, то конфликта бы не случилось.
Слайд №6
Ведущий: Давайте поговорим об эмоциях. Какие эмоции вам уже известны? Обсуждаем.
Всего есть 8 основных эмоций человека: радость, грусть, удивление, гнев, интерес, доверие, отвращение, страх.
Далее кликаете на экран и появляется колесо эмоций, с более старшими детьми (7-8 класс) его можно рассмотреть, обсудить, детям младше (5-6 класс) мы вскользь показываем колесо эмоций, а дальше на примере короткого отрывка из мультфильма головоломка показываем, как могут смешиваться эмоции.
Сами эмоции могут смешиваться - это наглядно изображено на колесе эмоций (на слайде) Причем противоположные эмоции располагаются напротив друг друга.
Слайд №7
Ведущий: Также смешение эмоций очень ярко отражено в мультфильме “Головоломка”, где радость смешивается с печалью.
Помните, перед тем, как девочка из Головоломки стала взрослеть и испытывать более сложные эмоции, она скрывала свои чувства от родителей? Это не очень хорошо: потом это обернулось некоторыми сложностями для нее и ее внутреннего состояния, поэтому закрываться лучше не надо, проживать эмоции - это естественно.
Кстати… (переход к следующему слайду)
Слайд №8
*миф или правда
Есть такой факт, что полностью скрывать эмоции от других способен лишь 1% людей. Как вы думаете, правда ли это? (правда)
Слайд №9
А этот факт?
Познавательный интеллект (IQ) и эмоциональный интеллект (EQ) - это не одно и то же, но развивая отдельные навыки, мы усиливаем все наше интеллектуальное основание. (миф)
Слайд №10
Можно ли родиться с уже высоким эмоциональным интеллектом? (миф)
Это те же навыки, которые можно и нужно развивать в течение всей жизни.
Слайд №11-17
Теперь посмотрим, сможете ли вы угадать эмоции по выражению лица - посмотрите на этих персонажей и скажите, что они могут сейчас чувствовать?
Слайд №18
С последней эмоцией может быть непросто, потому что лицо выражает несколько эмоций сразу или не выражает ничего, дети могут начать спорить об этом, тогда мы можем подвести их к мысли о том, насколько вообще важно понимать эмоции других людей и свои эмоции.
Здесь интересный случай, когда человек слабо выражает эмоции внешне - одно и то же выражение лица может означать абсолютно разные чувства и эмоции, в зависимости от ситуации. Поэтому мы не всегда можем распознать, что чувствует другой человек только лишь по его внешнему виду и мимике, есть и другие ‘индикаторы’- это и жесты, и интонация голоса, и душевное расположение.
Слайд №19
Иногда нам бывает трудно понять своё внутреннее состояние. Трудно определить, какую именно эмоцию мы испытываем в тот или иной момент.
Эти 5 вопросов помогут вам понять своё состояние, “поймать” свою эмоцию “здесь и сейчас”.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, насколько важно понимать, что ты чувствуешь сам и что чувствует человек рядом с тобой? Дети отвечают.
Слайд№20
Ведущий: Все то, о чем мы сегодня говорили, относится к понятию “Эмоциональный интеллект”. Как вы думаете, людям, которые развивают эмоциональный интеллект, им проще или сложнее в жизненных обстоятельствах? (дети отвечают). Действительно, люди, которые развивают его в современном мире, часто более устойчивы к сложностям, способны понять других и объединять вокруг себя людей. Кроме того, они могут отстаивать личные границы, потому что понимают свои собственные чувства и могут их описать, не создавая конфликтных ситуаций. Поэтому развивать эмоциональный интеллект очень важно.
Слайд №21
Давайте вспомним все то, о чем мы сегодня говорили и подведем итоги, отвечая на второй вопрос на слайде: что нужно делать, чтобы развивать эмоциональный интеллект?
Дети могут привести несколько тезисов, их можно записать на второй доске.
-разговаривать друг с другом
-учиться описывать свои чувства
-распознавать эмоции других
-задавать вопросы
-быть внимательным к себе и к другим