Шапковская Мария Григорьевна
Выбор моей будущей профессии был сделан еще в подростковом возрасте, так как я росла в семье педагогов. После школы я не раздумывая, пошла сдавать документы в педагогическое училище. И вот, наконец, заветный диплом в руках, я – ВОСПИТАТЕЛЬ! Впереди первый рабочий день в детском саду. Как волнительно!
Новый незнакомый коллектив, дети с такими разными характерами и желаниями, недоверие и настороженность родителей…… и проблемы стали нарастать, как снежный ком. Сложности в проведении занятий, режимных моментов, завоевание авторитета у детей и родителей – все это, наверное, могло меня сломить, но рядом были мои родители, опытные педагоги, которые и поддержали меня в тяжелый момент профессионального становления. Мне повезло, но ведь не у каждого есть такая поддержка. Поэтому одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения должны быть психолого-педагогическое и методическое сопровождение деятельности педагога и особенно, молодого специалиста.
У молодого специалиста после получения профессии есть хороший багаж знаний в области педагогики и различных методик, но он недостаточно умело ими пользуется, не знает, как эти знания применить на практике. Первостепенной задачей администрации и всего коллектива, в котором оказался «новичок» создать максимально комфортные условия для приобретения им профессиональных навыков, раскрытия его творческих способностей, развития положительного отношения к профессии педагога.
Работа по психолого-педагогическому и методическому сопровождению деятельности молодого специалиста должна вестись комплексно. Всю систему работы с педагогом условно можно разделить по нескольким направлениям:
- «Знакомство»:
- собеседование при приеме на работу позволит не только познакомить педагога с работой учреждения, но максимально выявить его интересы, увлечения, мотивы выбора профессии и жизненные перспективы;
- ознакомление с нормативно-правовой базой, локальными актами учреждения (Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией, Этическим кодексом учреждения, Коллективным договором и т.д.);
- информирование молодого специалиста о льготах, компенсациях, единовременной выплате, оплате части стоимости проездного билета;
- знакомство с коллективом;
- знакомство с детьми, группой, режимом дня;
- «Методическое сопровождение»:
- знакомство с методическим кабинетом;
- обеспечение методической литературой;
- консультирование по ведению групповой документации, планированию;
-обеспечение необходимыми наглядно-дидактическими и демонстрационными материалами, мультимедийными средствами;
- методическая помощь в подготовке к проведению совместной и индивидуальной деятельности с детьми;
- методическая поддержка по работе с родителями;
- «Наставничество»
- выбор и представление наставника;
- издание приказа, определение премирования наставника в соответствии с Положением о наставничестве;
- составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
- наблюдение за работой опытного педагога и совместная работа по организации деятельности с детьми, прогулки и режимных моментов;
- «Психологическое сопровождение»:
- анкетирование;
- тестирование;
- вовлечение молодого специалиста к участию в праздниках, творческих конкурсах; выставках;
- материальное стимулирование по итогам работы;
- «Педагогическое сопровождение»:
-консультирование;
- семинары;
- деловые игры;
- мастер-классы;
- обсуждение открытых мероприятий;
- педагогические советы;
- участие в профессиональном конкурсе «Педагогические надежды».
И это далеко неполный перечень мероприятий учреждения по психолого-педагогическому и методическому сопровождению молодого специалиста. Выстроенная система сопровождения начинающего педагога позволит «новичку» ощутить себя частью коллектива, сформирует профессиональные навыки, раскроет творческий потенциал, научит работать в команде.