Почему массаж необходим в школе для слепых?
Петраченко Римма Анатольевна
Учитывая сегодняшний рынок труда и немногочисленные возможности трудоустройства инвалида по зрению, массаж как предмет в спецшколе для незрячих просто необходим. Во-первых, потому что незрячие массажисты всегда были и есть востребованы в обществе, как в государственных, так и в частных учреждениях (больницы, поликлиники, санатории, салоны красоты…). Учитывая специфику психологии незрячего человека, знания, умения и навыки, полученные в школе, бесценны для незрячих школьников, т.к. это не только знакомство с данной профессией, это ещё и адаптация и профориентирование незрячих в дальнейшей жизни. 90 % выпускников школы для слепых и слабовидящих детей выбирают профессию массажист, и получает трудоустройство в дальнейшем. Из оставшихся 10 % - 8% выпускников школы для слепых детей, получив высшее образование, в конце концов всё равно возвращаются к профессии массажист и связывают свою профессиональную жизнь именно с этой профессией.Для лучшего овладения теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками учебный кабинет массажа оснащён соответствующим оборудованием (барельефные модели, демонстрирующие мышечную, нервную и др. системы; наборы костей, скелеты; функциональные модели суставов, позвоночника; модели на подставке…), имеются стенды профессиональной тематики… В арсенале учебной литературы используются таблицы, рисунки и учебники по анатомии и массажу, изданные плоским шрифтом и по Брайлю.
С целью профориентации, учащиеся старших и выпускных классов принимают участие в научно-практических конференциях, проводимых студентами медицинского техникума №2, проводимой на базе техникума. На конференции заслушиваются доклады студентов о прохождении незрячими массажистами практики на базе больниц и поликлиник нашего города. Темы посвящены лечению различных заболеваний при помощи массажа (последствия переломов, инсульта…). Учащиеся школы для слепых, побывавшие на конференции, получают богатые профессиональные представления о специальности массажиста. Пообщавшись с бывшими выпускниками нашей школы - студентами медицинского техникума № 2, готовящими доклады по массажу, наши ребята получают заинтересованность в этой профессии и желание в дальнейшем заниматься этим родом деятельности.
Ученики, заинтересовавшиеся профессией массажиста, поступают в Медицинское техникум № 2 на массажное отделение для инвалидов по зрению. По окончании этого техникума незрячие студенты получают квалификацию медицинская сестра (брат) по массажу по специальности «сестринское дело», а также аккредитацию и медицинский сертификат специалиста по массажу. Это даёт право работать в медицинских учреждениях нашего города и всей страны.
Благодаря школьному элективному курсу «Основы массажа», инвалиды по зрению, используют полученные в школе навыки и умения, находят и реализуют себя в профессии массажист, становясь на одну ступень со здоровыми членами общества. По окончании учебного заведения – 100 % выпускников медицинского училища отделения незрячих массажистов трудоустраиваются по выбранной специальности.
Школьный предмет массаж открывает для инвалидов по зрению не только новые познания в области анатомии и основах медицинских знаний. Учит общению, поведению в обществе, опрятности и умению себя ценить, как личность.
Подведём итог. Почему же преподавание массажа в школе для слепых так необходимо?
- Дети могут пробовать себя в профессии массажист. Были случаи, когда старшеклассник, уже выпускник менял свой выбор, поступая в пользу медицинского училища.
- Сироты (среди учащихся школы-интерната имеются и такие дети) становятся успешными, уважаемыми людьми, и в глазах общества, и в собственных глазах, что очень важно для их социализации.
- Знания и практические навыки, полученные по массажу в школе, помогают в жизни молодым семьям незрячих …
- Положительным аспектом является следующее: среди наших ребят встречаются дети, имеющие множественные сочетанные патологии здоровья со стороны различных систем. Такие ребята тоже хотят реализоваться в профессии массажист. Но попробовав себя в этой специальности на уроке в школе, узнав все тонкости этой работы, понимают ошибочность своего выбора. Они выбирают другую профессию.